Художник кино Виктор Иванов - Нарисованный кадр

Оригинал взят у mariusm11 в Художник кино Виктор Иванов - "Нарисованный кадр"
С чего начинается кино? Со сценарной заявки? С решимости режиссёра снять именно этот фильм? С поиска актёров – исполнители главных ролей? С момента, когда оператор впервые заглянул в глазок кинокамеры, а ассистент прокричала знаменитую фразу «Мотор!»? Или – с тихой мансарды, где над эскизами склонился художник, пытаясь на листе бумаги нарисовать все фантазии сценариста, режиссера, оператора и актеров?

Такую затравочку я получила в релизе от "Ленфильма" с приглашением на открытие выставки кинохудожника Виктора Борисовича Иванова. И побывав на ней, мы поняли, что вернее всего именно последнее.

В зале «Под колоннами», где недавно открылась выставка киноцентра «Ленфильм», о чём я писала 27 августа, к основной экспозиции добавились и работы художника, который приложил руку к созданию многих киношедевров XX и XXI вв. (список ниже).
Поднявшись следом за друзьями и коллегами Виктора Иванова в выставочные залы, мы оказались в удивительном мире сочных красок и живой акварели.
Вдова мастера – Тамара Фёдоровна Иванова рассказывала, что её муж творил работы по памяти, никогда не писал с натуры. Чаще всего супруг уходил в мастерскую с бутербродом для лёгкого перекуса и пропадал там до ночи. Помимо основной работы по сценарию: созданию раскадровок и эскизов – он делал зарисовки тех мест, в которых бывал вместе со съёмочной группой. В картинах Виктора Иванова отражены его личные впечатления о городах, которые удалось повидать, и о психологии людей, живущих там.
Работы для кинематографа, действительно, очень яркие. Написаны в основном акварелью. Много рассказывать не буду – смотрите сами:





Фото: Антон Ярко.

Чего только стоит каравелла из «Острова сокровищ», которая, по словам вдовы, стала лейтмотивом для нескольких лет творчества художника. Мы так поняли, что он буквально влюбился в образ корабля. «Когда специалисты видели рисунок, то удивлялись, откуда он знает все тонкости корабельной оснастки, – вспоминает вдова. – А рисовал Виктор всё не с натуры».

Интересно, что супруга художника называет его «антирежимным». На мой взгляд, это отразилось в его мультфильме «Сирин» (реж. С. Ландо), который был показал гостям встречи в киноцентре. Работа, надо сказать, неоднозначная и не всем понятная. Много образов, без знания которых невозможно осознать, что хочет передать автор. Если наткнётесь на этот мультипликационный фильм в сети, то сначала вспомните, что Сирин – это символ поэзии, который пытается достучаться до людей, погрязших в реалиях своей жизни и совершенно равнодушных к искусству.

Народный артист России, режиссёр Константин Сергеевич Лопушанский:
«Я работал с Виктором Ивановым практически на всех картинах. Наш творческий тандем появился в середине 1980-х годов. До этого Виктор был декоратором на «Ленфильме», и мои картины стали первым опытом для него, как художника. Кино я могу сравнить с войной. Съёмочный процесс – это фронтовые будни. Поэтому доверять здесь можно только тому человеку, который надёжен во всех смыслах, который не подведёт. Как у фронтовиков есть градация: с этим человеком я пойду в разведку, а с этим не пойду, так и у нас. Виктор Иванов был таким, с которым можно было пойти и в разведку, и в кино. Это был поразительной надёжности человек, с точки зрения моральных качеств и таланта. К каждой своей работе он относился не как к эскизу, а как к полноценной живописной картине».



Народный художник России Владимир Иосифович Светозаров:
«Для тех, кто с усмешкой говорит: «Художник – от слово «худо» – хочу сказать: слово «худо» по древнетаджикски означает «Бог». Значит художник – это Божий человек. Виктор был именно Божим человеком. Такого бескорыстного, незлобного, независтливого больше просто нет. Жаль, что такие люди рано уходят».





Художник-постановщик, режиссёр-постановщик, сценарист, актёр Георгий Борисович Кропачёв:
«Один из самых запоминающихся фильмов, над которым мы работали вместе с Виктором Ивановым – «Старшина». Витя Иванов – это художник, который более всего соответствует названию «художник», не смотря на то, что работал в кино. Его живописные работы, которые мы увидим с вами на втором этаже, мне очень близки. Это не просто декорации, эскизы, это настоящие произведения искусства. Он был большим мастером, как живописец и цветописец, в чём вы сами сможете убедиться. Помимо таланта, Витя обладал и потрясающими человеческими качествами. Он был очень отзывчивым, расположенным к людям. Могу смело сказать, что не было человека, который, пообщавшись с ним, не становился его другом или поклонником. Мы с ним дружили 30 лет…»


Кинооператор и режиссёр Сергей Михайлович Ландо:
«Мы познакомились, когда я был ещё оператором. Расскажу о том, как появилась задумка создать мультфильм «Сирин». В те годы не было толком работы на «Ленфильме» – в год выпускалась в лучшем случае одна картина. И Виктор, как человек позитивный, пришёл ко мне, предложил сделать мультик. Притом, что ни он, ни я никогда этого не делали! Мы стали разрабатывать его идею, рисовать эскизы, я выступил в качестве режиссёра. К сожалению, довести работу до финала вместе мы не смогли. Поэтому этот мультфильм стал фильмом его памяти. Я не хотел никого приглашать, чтобы завершить некоторые работы по анимации. Это, конечно, наложило некоторые ограничения, но рука в проекте должна быть одна».


Вдова художника Тамара Фёдоровна Иванова:
«У мужа были прекрасные учителя: Исаак Михайлович Каплан, Белла Семёновна Маневич, Владимир Иосифович Светозаров. Многие работы Виктора выставлены на различных экспозициях, часть хранится в домашних коллекциях. И ещё многое лежит дома. Я до сих пор не перестаю удивляться его технике, его композиционному видению. Ещё меня поражало, что он мог рисовать на чём угодно, вплоть до обёрточной бумаги. И всегда получалось прекрасно. Кинематограф дал ему возможность включиться в мир иллюзий, позволяя слиться с тем, что он творил. Искусство – это вторая жизнь. И именно она давала Виктору ту энергия, которая позволяла ему творить».


В дополнение скажу лишь то, что в ближайшее время работы мастера можно увидеть в выставочном павильоне киноцентра «Ленфильм».

Справка:
[Иванов В.Б.]
Иванов Виктор Борисович родился 5 августа 1948 года в Ленинграде
В 1972 г. окончил ЛВХПУ им. В.И. Мухиной по кафедре дизайна под руководством профессора И.Л. Вакса. В 1978 г. Был приглашен на студию «Ленфильм» в качестве художника-декоратора. Первой работой молодого художника в кино стал фильм «Пани Мария» (1979).
Произведения художника находятся в собраниях ЦВЗ «Манеж», фонда М. Горбачева, артцентра «Пушкинская 10», в частных коллекциях Петербурга, Москвы, Германии, Франции, Великобритании, США, Австралии, Швейцарии, Аргентины.
Виктор Борисович ушел из жизни 7 октября 2011 года.

Фильмография
В списке фильмов художника кино Виктора Иванова – немало фильмов не просто известных, любимых зрителями, а фильмов-легенд.
За долгие годы работы в кино Виктор Борисович участвовал в создании более 25 художественных и телевизионных фильмов том числе «Старшина», реж. Н. Кошелев, 1979; «Сергей Иванович уходит на пенсию», реж. С. Шустер, 1980; «Остров сокровищ», реж. В. Воробьев, 1981; «Торпедоносцы», и «Противостояние» реж. С. Аранович, 1983 и 1985; «Письма мёртвого человека», реж. К. Лопушанский; «Бумажные глаза Пришвина», реж. В. Огородников, 1989; «Барабаниада», реж. С. Овчаров, 1993; «Ключи от смерти», телесериал, реж. В. Плоткин, 2001; «С новым годом», телесериал, 2004; «Брежнев», телесериал, реж. С. Снежкин, 2005; «Улицы разбитых фонарей -8», телесериал, 2007; «Трудно быть мачо», реж. В. Сорокин, 2008; «Сирин», реж. С. Ландо, 2010-2011 гг.; «Соседство с коммунальной квартирой. Елена Шварц», реж. М. Якубсон, 2011.

Подписаться на Telegram канал sincerely_comm