О тамплиерах: Воинствующие монахи.

Оригинал взят у tvsher в О тамплиерах: Воинствующие монахи.

Каких только чувств не вызывают тамплиеры, что только о них не говорили. Если Вальтер Скотт в «Айвенго» показывает их лицемерными и спесивыми, злоупотребляющими своей властью и богатством, то другие писатели 19 века видят в них злодеев, еретиков, магов и алхимиков. Современные же историки считают их жертвами в политических играх Церкви и государства. Есть категория людей, которая рассматривает тамплиеров как мистиков, хранителями некой тайны. Но никто не отрицал их вклад в развитие западноевропейской культуры 12-13 веков.

Так кем же были в действительности рыцари Христа?

x_9e401df9.jpg

Первое упоминание о тамплиерах мы находим в книге «Historia rerum transmarinarum» («История заморских событий»), написанную архиепископом Вильгельмом Тирским между 1175 и 1185 годами. В книге описывалась жизнь франкского королевства в Палестине. Но печалька в том, что автор сам не присутствовал лично при возникновении ордена и никогда не был в тех местах, о которых писал, а пользовался свидетельствами из вторых и третьих лиц. Также он использовал устные предания и легенды. И всё же его труд является основой для понимания того, что тогда происходило на Востоке и именно на его книге базируются все последующие рассказы о тамплиерах.
Если верить Вильгельму Тирскому, то орден «Бедных рыцарей Христа и Храма Соломонова» был основан в 1118 году Гуго Пайенским рыцарем из Шампани и вассалом графа Шампанского. Звучит красиво и вкусно...)) Гуго и восемь его товарищей предложили королю Иерусалима Балдуину I свои услуги по защите паломников от неверных, по надзору над дорогами, ведущими к святым местам и охране Гроба Господня. В течении девяти лет в орден не был принят ни один рыцарь. Члены ордена жили в бедности, на что указывает их печать с изображением двух людей на одной лошади и девиз «Бедность и мелосердие». Тут нужно отметить, что печать появилась век спустя, когда тамплиеры уже не были бедными. А некоторые историки вообще сомневаются в рассказы о бедности рыцарей...

Король с согласия представителя Папы одобрил планы рыцарей и отдал целое крыло своего дворца, расположенного на фундаменте Храма Соломона. Отсюда орден и получил своё название - орден Храма. Недалеко от них проживал королевский капеллан и официальный историк Фульхерий (Фурше) Шартрский, который вёл летопись своего короля.
И вот тут самое любопытное. Летописец не упоминает ни о каком ордене, ни об отдельных рыцарей. Нет ни одной записи тех лет и, кстати, в более поздний период тоже, о деятельности самого ордена. И естественно возникает вопрос: каким образом свои обязанности выполняли всего девять человек?

Но в тоже время слава тамплиеров достигла Европы. В 1128 году или чуть позже Бернар Клеровский, к которому в то время прислушивался весь христианский мир, в своём трактате объявляет тамплиеров олицетворением христианских ценностей.
В том же 1128 году Папа собрал совет в Труа, где в то время находился двор графов Шампанских, сюзеренов Гуго, где тамплиеры были официально признаны членами общества одновременно военного и религиозного. А сам Гуго Пайенский получил звание «великого магистра». Были утверждены устав и правила нового ордена, простые и строгие.

Тамплиеры должны жить в бедности, целомудрии и послушании. Им следовало стричь волосы, но не брить бороду. Пища, одежда и другие аспекты повседневной жизни регулировались в соответствии как с военным укладом, так и монашеским. Устав предусматривал подробную административную иерархию и строго определённый свод законов: от обмундирования и использования ценностей, отданных в распоряжение тамплиеров, до их поведения на поле битвы. Так, например, попав в плен рыцарь не должен просить пощады или предлагать выкуп, но должен биться насмерть. Ему разрешалось отступать лишь в том случае, если число нападающих превышало в три раза.

В 1139 году булла Папы Иннокентия II даровала тамплиерам значительные привилегии. С этого момента орден становится независимым от любой власти: светской и религиозной, благодаря чему эта организация грозила превратится в международную автономную империю, которая не отчитывается ни перед кем, только самой себе. Но об этом речь пойдёт в следующий раз.











Подписаться на Telegram канал sincerely_comm