Рассматривая картины... «Дама в голубом»

Оригинал взят у tvsher в Рассматривая картины... «Дама в голубом»
"Может быть, Вы будете удивлены, Константин Андреевич, получив это письмо, и тотчас приедете ко мне, станете меня с улыбкой и некоторой иронией убеждать смотреть на вещи иначе, но это мне все равно... Сегодня ночью я проснулась и не спала от одной назойливой и мучительной мысли: "Вы не должны и не имеете права продать мой портрет". Я позировала Вам для Вас, для чистого искусства, а не для того, чтобы Вы получили за мою грусть в глазах, за мою душу и страдания деньги... Я не хочу этого! Оставьте портрет у себя, сожгите его, если Вам так жаль отдать его мне, подарите его даром в галерею..."

...отрывок из письма Е.М.Мартыновой к К.А.Сомову, написанного при известии о том, что он хочет продать портрет.

701.jpg


Немного найдется в русской живописи начала 20-го века портретов, которые были бы в такой степени знамением времени, как "Дама в голубом". В этом произведении К.А.Сомов воплотил новый идеал женственности, создал свой образ "Прекрасной Дамы", отразил своё представление о поэтическом и возвышенном - далеком от повседневных будней.


Художник был давно дружен с Елизаветой Михайловной Мартыновой (русской художницей конца 19-го - начала 20-го веков), видимо, она была одним из немногочисленных увлечений К.Сомова. Он учился вместе с ней в Академии художеств, рано начал писать её.

Прежде всего зрителя в портрете Е.М. Мартыновой привлекает необычное сопоставление старинного стилизованного парка, старинного костюма и современной художнику женщины с ее сложным духовным миром. Глядя на эту одинокую, тоскующую женщину, зритель не воспринимает её как человека из иного мира, прошлого и далёкого. Это - женщина конца 19-го века. Всё в ней характерно: и болезненная хрупкость, и чувство щемящей тоски, печаль в ее больших глазах и плотной линии скорбно сжатых губ. И та естественная бледность, которой в 18-ом веке добивались лишь искусственными снадобьями...

На фоне дышащего волнением неба хрупкая фигура Е.М. Мартыновой полна особой грации и женственности, несмотря на тонкую шею, худые покатые плечи, затаенную грусть и боль. А между тем в жизни Е.М. Мартынову все знали как весёлую, жизнерадостную молодую женщину. Подруга её, М. Ямщикова, писала: "Что сделал художник с этим лицом, с этими когда-то сияющими торжеством глазами? Как сумел вытащить на свет глубоко запрятанную боль и печаль, горечь неудовлетворенности? Как сумел передать это нежное и вместе с тем болезненное выражение губ и глаз?"

Глубина проникновения К. Сомовым в образ просто поразительна. Е.М. Мартынова мечтала о большом будущем, хотела реализовать себя в настоящем искусстве и презирала житейскую суету. А случилось так, что в 30 с небольшим лет она умерла от туберкулеза лёгких, не успев ничего исполнить из задуманного.


"Дама в голубом" появилась на выставке "Мира искусств" в 1900-ом году (из-за отъезда художника в Париж и болезни модели эта картина писалась три года) под названием "Портрет", а через три года она была приобретена Третьяковской галереей. "Дама в голубом платье",или просто "Дама в голубом" - под такими названиями портрет Е.М. Мартыновой вошел в историю русской живописи.

А Елизавета Михайловна Мартынова умерла в 1904-ом году...