Святой Грааль у Эшенбаха в «Парцифале». Часть 1

Оригинал взят у tvsher в Святой Грааль у Эшенбаха в «Парцифале». Часть 1
Святой Грааль - предполагаемое сокровище катаров, возможно сохранённое рыцарями Храма и воспетое знаменитыми романами. Самым известным пожалуй остаётся «Парцифаль», написанный между 1195 и 1216 годами баварским рыцарем Вольфрамом фон Эшенбахом.

Muenchen_S14.jpg

Есть мнение, что это единственная достоверная история о Граале и основана на информации, полученной от некоего Киото Провонсальского, а тот, в свою очередь, получил её от некоего Флегетаниса.

«Если бы кто-нибудь из вас еще недавно спросил меня об этом и рассердился по причине моего отказа ответить ему, открыть эти тайны, он заслужил бы серьезное порицание. По примеру Киото мне надо было их еще скрывать... Но теперь о них нужно рассказать.
Киото, известный мастер, нашел в Толедо среди брошенных рукописей основу этой истории, написанную по-арабски...
Один язычник по имени Флегетанис был очень уважаем за его ученость. Этот большой знаток природы происходил от Соломона; его родители принадлежали к одной израильской семье в очень давние времена, когда святое крещение еще не оберегало людей от адского огня. Это он написал историю Грааля...
Язычник Флегетанис умел предсказывать исчезновение каждой звезды и момент ее возвращения... Все земные события определяются движением светил. Изучая созвездия, язычник Флегетанис открыл глубокие тайны, о которых он говорил с трепетом.
Он говорил, что существовал предмет, именуемый Граалем. Это имя он ясно прочитал по звездам. Войско ангелов положило его на землю. С тех пор о нем должны были заботиться люди, ставшие христианами и такие же чистые, как ангелы. И охранять Грааль призывались только люди, имеющие высокие заслуги.
Киот, мудрый учитель, поискал тогда в латинских книгах, где мог жить народ достаточно чистый и в достаточной мере склонный к жизни отрешенной, чтобы стать хранителем Грааля. Он читал хроники королевства Бретань, Франции, Ирландии и многих других стран, пока в Анжу не нашел то, что искал. В очень правдивых книгах он прочел историю Мазадана. И нашел продолжение его рода.»


Из вышеприведённого отрывка выделяем четыре пункта:
1. История Грааля ассоциируется с семьёй некоего Мазадана.
2. Важную роль здесь играет дом герцогов Анжуйских.
3. Оригинальная версия пришла через Пиренеи из мусульманской Испании, а точнее из Толедо - центра иудейских и мусульманских эзотерических учений.
4. Приключения Грааля имеют еврейское происхождение.

Теперь о том, кто такие Киот и Флегетанис? По этому поводу споры не утихают до сих пор. Одни считают, что это вымышленные персонажи, другие - что они реальные. Будем придерживаться второй версии, ибо согласно первой можно ставить точку.

Считается, что речь идёт о Гиоте Прованском - монахе и трубадуре. Он жил в Провансе, писал любовные песни, сатирические стихи, направленные против Церкви, и произведения во славу ордена Храма. Известно, что в 1184 году по случаю праздника Святой Троицы он отправился в Майнц, где император Священной Римской империи Фридрих Барбаросса посвящал своих сыновей в рыцари. Есть предположение, что там же был и Вольфрам фон Эшенбах. Они могли встретиться и поговорить.

Что касается Флегетаниса, то возможно он тоже существовал, а возможно был выдуман либо Эшенбахом, либо Гиотом.

Эшенбах в своей истории о Граале важное место отводит тамплиерам. Те являются хранителями Грааля и его семейства. Кстати, другое произведение «Перлесваус» (автор неизвестен) тоже содержало намёки на тамплиеров. Оба эти источники, хоть и не соблюдают хронологию, дают понять, что Грааль уже существовал в эпоху крестовых походов, а не появился во времена короля Артура.

К сожалению Эшенбах только описывает, но не объясняет - что такое Грааль. Это тайна и он должен тайной оставаться, «ибо никто не может найти Грааль, не будучи так любим Небесами, что они сверху указывают на него, чтобы принять в свое окружение». Грааль охраняют те, «на кого указал сам Бог».

Для Эшенбаха Грааль - таинственный предмет.
«Она [королева из семьи Грааль] была одета в аравийские шелка. На зеленом бархате она несла такой величественный предмет, равного которому не нашлось бы даже в Раю, совершенную вещь, к которой нечего было прибавить и которая одновременно являлась корнем и цветком. Этот предмет называли Граалем. Не было на земле такой вещи, которую бы он не превосходил. Дама, которой сам Грааль поручил нести себя, звалась Репанс де Шой ("Не знающая гнева"). Природа Грааля была такова, что тот, кто о нем заботился, должен был быть человеком совершенной чистоты и воздерживаться от всякой вероломной мысли».

Затем он становится неким подобием рога изобилия, что заключал в себя всё счастье и все радости мира...
«Сто пажей получили приказ явиться с почтением к Граалю и собирать хлеб, который они затем уносили, завернув в белые салфетки. Мне рассказали, и я повторяю вам, что у Грааля сотрапезники находили все кушанья, какие они могли только пожелать, готовые совершенно к употреблению.»

Позже Парцифаль услышит из уст своего дяди-отшельника иное определение Грааля :
«Доблестные рыцари живут в замке Мунсальвеш, где охраняют Грааль. Это тамплиеры, которые часто уезжают в далёкие края на поиски приключений. Каков бы ни был исход их битв, слава или унижение, они принимают его с открытым сердцем, как искупление их грехов. Все, чем они кормятся, приходит к ним от драгоценного камня, сущность которого - чистота. Его называют «lapsit exillis». Это благодаря камню Феникс сжигает себя и становится пеплом; это благодаря камню Феникс линяет, чтобы затем вновь появиться во всем своем блеске, прекрасным, как никогда. Нет такого больного, который перед этим камнем не получил бы гарантию избежать смерти в течении всей недели после того дня, когда он его увидел. Кто видит его, тот перестает стареть... Этот камень дает человеку такую мощь, что его кости и плоть тут же находят вновь свою молодость. Он тоже называется Граалем.»

В данном случае мы видим уже описание камня. И идут параллели с философским камнем алхимиков. На это есть причины. Роман Эшенбаха просто кишит символами алхимии. Например Феникс, известный как знак возрождения, а в средневековой иконографии он - эмблема умершего и воскресшего Иисуса...

Продолжение следует...