Праздничная одежда наших пробабушек

Оригинал взят у a_tushin в Праздничная одежда наших пробабушек
Как это было: сарафан, сборник, душегрея и другая праздничная одежда русских крестьян

Душегрея, понева, повойник, сборник... Такие слова можно встретись если только в сказках. А на самом деле одежда сохранила традиционные формы в крестьянской среде до начала XX века. И чего там только не было для настоящий модниц...



Как это было: сарафан, сборник, душегрея и другая праздничная одежда русских крестьян

Сборник. Сборники - группа женских головных уборов. Уже в самом названии отражается особенность их кроя: верхняя часть была оформлена сборками (складками), которые образовывали этакий гребень, который не только создавал неповторимый вид головного убора, а имел магический смысл – защита и продолжение рода.

У сборников в разных регионах России были существенные отличия. В одних областях они походили на кокошники, в других – на повойники. Повойниками называли головные уборы замужних женщин, которые выглядели как мягкая шапочка, под которую убирались волосы, заплетенные в две косы.

Во многих российских губерниях, особенно в Центральной России и в северных регионах, сборники использовали как свадебный головной убор, который надевали на новобрачную на второй день свадьбы или после венчания.


Как это было: сарафан, сборник, душегрея и другая праздничная одежда русских крестьян

Девушки на Руси носили подпоясанные рубахи, а костюм замужней женщины назывался «понева». Так, в Тульской губернии поневу одевали на девушку, когда её засватывали, и она становилась невестой. А в Орловской губернии поневу девушка надевала только на свадьбе.

Как это было: сарафан, сборник, душегрея и другая праздничная одежда русских крестьян

Понева – это, по сути, фартук наоборот, который повязывается сзади, чтобы согревать. Стоит отметить, что функциональность в вопросах моды и раньше не очень учитывалась. Главное – красота. Поневу традиционно делали нарядной и красивой, навевали только по большим церковным праздникам, например, на Пасху. И потом целый год она лежала свёрнутой в сундуке.


Как это было: сарафан, сборник, душегрея и другая праздничная одежда русских крестьян

До начала XX века женщины носили костюмы, которые состояли из сарафана и рубахи.

Как это было: сарафан, сборник, душегрея и другая праздничная одежда русских крестьян

Такой костюм считается характерным для центральных и северных российских губерний. До середины XIX века уральские казачки носили в качестве головного убора круглые объемные кокошники


Как это было: сарафан, сборник, душегрея и другая праздничная одежда русских крестьян

Основной одеждой русский северных губерний был сарафан (от иранского, между прочим, sеrāрā – «одетый с головы до ног»). Сарафаны были прямые, распашные, глухие.

Глухой сарафан шили из одного полотнища ткани, а распашной, популярный в Приуралье, – из двух полотнищ, которые соединяли при помощи красивых застёжек или пуговиц. Позднее появился прямой сарафан на лямках.

Как это было: сарафан, сборник, душегрея и другая праздничная одежда русских крестьян

Самыми популярными расцветками сарафанов были тёмно-синий, зелёный, красный, голубой, тёмно-вишневый. Отдельную нишу занимали свадебные сарафаны, которые шили из шёлка или парчи. Как правило, выбор ткани зависел от достатка семьи.


Как это было: сарафан, сборник, душегрея и другая праздничная одежда русских крестьян

Душегрея – так называлась верхняя однобортная женская одежда наподобие кофты, которая одевалась поверх сарафана. Для крестьян это была праздничная одежда, а для знати – повседневная. Душегрейки шили из плотных и дорогих тканей – из бархата и парчи.


источник



Метки: