«Пляски Смерти». Кладбище Невинных в Париже

Оригинал взят у tvsher в «Пляски Смерти». Кладбище Невинных в Париже
Пляска Смерти (нем. Totentanz, англ. Dance of Death, фр. Dance macabre, итал. Danza macabra, исп. Danza de la muerte) — аллегорический сюжет живописи и словесности Средневековья, представляющий один из вариантов европейской иконографии Смерти и бренности человеческого бытия. Начало здесь.


dm_paris08.jpg

Если первые тексты появились в Германии, то художественный жанр «Пляски Смерти» скорее всего возник во Франции. Во всяком случае первыми из известных на сегодняшний день являются изображения Танцев Смерти на кладбище Невинных в Париже. Специалисты датируют их 1424 - 1425 годами.

dm_paris11.jpg

Фреска украшала южную стену монастыря Невинных в Париже, который был окружён самым большим кладбищем в городе. В 1669 году он был разрушен для того, чтобы расширить дорогу.

dm_paris01.jpg

dm_paris13.jpg

К сожалению, эти изображения не дошли до нашего времени и сейчас мы с ними можем познакомимся благодаря книге, изданной в 1485 году редактором Гийо Маршаном. Но нужно отметить, что они не идентичны во всех деталях с фресками. Это становится понятным, когда сравниваешь с рисунками в сохранившихся двух рукописях, что сейчас находятся в Парижской Национальной библиотеке.

dm_paris03.jpg

dm_paris04.jpg


История самого кладбища очень интересна. Оно существовало чуть ли не со времён Меровингов, по крайней мере один склеп датируемый IX веком был найден археологами в 1974 году. В 1137 году Людовик V распорядился перенести в этот район рынок Шампо - что привлекательности кварталу не добавило.


saints-innocents-1550.jpg

Но что интересно - кладбище Невинных неожиданно становится популярным местом встреч горожан. Эдакий скверик/парк для культмассового отдыха: выпить с друзьями кувшинчик вина, поиграть в кости, устроить дуэль, назначить свидание... Монахи естественно были не рады этому факту. Они гоняли отдыхающих собственными силами, кляузничали прево Парижа, а в итоге дошли до самого Филиппа II Августа, потребовав положить конец неблагочинию. Набожный Филипп возмутился и повелел обнести кладбище трёхметровой стеной.

Филипп II Август - первый король Франции, начавший использовать собственно титул «король Франции» вместо титула «король франков», а также первый из Капетингов, передавший власть наследнику, не коронуя его при своей жизни.

Louis-Félix_Amiel-Philippe_II_dit_Philippe-Auguste_Roi_de_France_(1165-1223).jpg
Филипп II Август. Портретная фантазия Луи-Феликса Амьеля (XIX век).

С целью придать благолепие, раз уж кладбище посвящено Невинным младенцам, т.к.изначально тут хоронили некрещёных детей, в церкви при кладбище упокоили мальчика Ришара, вроде бы ритуально убитого евреями в Понтуазе, и чудес там творилось столько, что англичане, взяв Париж во время Столетней войны, утащили мощи к себе, при этом голову они почему-то оставили на месте. Филипп II Август, что бы о нём не говорили, улучшал свой любимый Париж как мог - и кладбище обязано ему если не церковью, то уж точно расширением и упомянутой стеной.

Таким образом стена, к которой были пристроены деревянные галереи, ограничивала кладбище Невинных по улицам Сен-Дени (Малая галерея или галерея Нотр-Дам всего в 4 арки), Железной улицей (Старая галерея, 19 арок), улицей Белья (17 арок) и знаменитой улицей Медников (галерея Прачек - именно там по всей длине после эпидемии Чёрной Смерти была нарисована «Пляска Смерти»).

Если присмотреться, на этой гравюре видно изображение "Пляски Смерти" на стене.

0_6316e_6a83c310_XL.jpg

Предположительно, за тысячу лет существования кладбища, там было похоронено около 2 млн.человек и, разумеется, такое количество останков ограниченная территория в 7000 кв.м. вместить не могла. В одной могиле на разных уровнях могло находиться до 1500 останков разного периода и могила уходила на 10 метров вглубь и подниматься на два метра от уровня земли.

Ходило поверье, вполне обоснованное, что плоть здесь обращается в прах всего за 9 дней - не так быстро, конечно, но постоянная циркуляция воздуха очень быстро мумифицировала тела и кости можно было вынимать из могил, сортировать и выкладывать на вышеупомянутые галереи - вот и пригодилась стена Филиппа II Августа. В освободившихся же могилах (чаще всего братских, для бедняков) хоронили новоприбывших.

Сами понимаете, что такой огромный некрополь в центре Парижа начал раздражать общественность, особенно когда "вместимость" участка земли была окончательно исчерпана. Кончилось дело тем, что в 1765 году парламент постановил закрыть все старые кладбища и перенести их за город, но поскольку ни традиций нарушать, ни финансировать проект никому не хотелось, воз был бы и ныне там, но в 1780 году одна из братских могил прорвалась наружу - в подвал дома на улице Белья, заразив попутно всё, до чего дошла...

И в 1786 году останки с кладбища были перенесены в катакомбы Парижа, где они и находятся по сей день. Заметим, что копали неглубоко - унесли только то, что было до глубины в 1,5-2 метра - так что предположительно очень многие из двух миллионов парижан, похороненных на кладбище с открытия, так и лежат, где положили...

Сегодня от бывшего кладбища ничего не осталось. Мэрия Парижа побеспокоилась о том, чтобы современным парижанам и гостям французской столицы о кладбище ничего не напоминало. После перезахоронения останков с кладбища снесли церковь и оставшиеся галереи, а на освободившееся место поместили рынок зелени и овощей.