Рассматривая картины: о Брюллове и его "Осаде Пскова..."

Оригинал взят у tvsher в Рассматривая картины: о Брюллове и его "Осаде Пскова..."
Как-то я рассказывала о самой лучшей картине Карла Брюллова «Последний день Помпеи».


А сейчас расскажу о самой худшей. «Осада Пскова польским королём Стефаном Баторием в 1581 году.» (1839-1843). Сам Брюллов называл её «Досада Пскова».

20797625_brullov_170.jpg

После оглушительного успеха «Последнего дня Помпеи» Брюллов вернулся в Россию как триумфатор и почти сразу же встретился с императором Николаем I, который поинтересовался, нет ли у художника желания написать масштабную картину, посвящённую какому-либо событию отечественной истории. И предложил конкретный сюжет - «Взятие Казани», где можно было изобразить и Ивана Грозного.

Но у Брюллова уже была идея написать картину, посвященную осаде Пскова войсками Стефана Батория. Замысел появился под влиянием «Истории государства Российского» Карамзина и "Истории княжества Псковского" Евгения Болховитинова. Особенно художника увлёк эпизод, когда была взорвана крепостная стена, и на её защиту бросилось не только войско под началом Ивана Петровича Шуйского, но и также простой народ, включая детей и женщин, и духовенство, пришедшее с иконами и хоругвями. Один монах даже вскочил на коня.
Брюллов говорил о русской истории следующее: "Мне беспрестанно приходится читать, что удельные князья грызутся между собой и друг друга со света изводят. Два события показаны у Карамзина, в которых все сделал сам народ: осада Пскова и взятие Казани".


В 1581 году польское войско с королем Стефаном Баторием во главе вторглось в окрестности Пскова. Узнав об этом, Иван Грозный отправил к городу Ивана Петровича Шуйского и войско, которое почти вдвое было меньше польского. Однако, несмотря на многие преимущества врага, Псков выдержал и штурмы, и долгую осаду. 4 февраля 1582 года изрядно потрёпанное польское войско вынуждено было отступить.

Несколько слов о том, кто такой Стефан Баторий. Хотя он достоен, наверное, отдельного рассказа...

Родился он в 1533 году, умер в 1586-ом. Был сыном Иштвана Четвёртого, воеводы Трансильвании. Окончил Падуанский университет, потом многое сделал для университета в Вильно. Считается, что он был его основателем. Многое в его жизни сложилось вполне удачно. В результате интриг взошёл на королевский трон Польши, но это другая история, а мы вернёмся к картине Брюллова.

Работа над «Осадой Пскова» продолжалась на протяжении 1839-1843-х годов, но Брюллов, первоначально увлечённый и желавший превзойти самого себя, постепенно перегорал. К тому же ему постоянно досаждали советами и указаниями. В итоге картина осталась частично незаконченной и до конца жизни художника висела в мастерской.

Бенуа отозвался о картине «Осада Пскова» негативно. Но при этом Суриков и Репин, во многом отталкивались от брюлловского опыта, когда впоследствии писали свои картины на исторические темы.

И ещё интересный момент. До Брюллова на картинах персонажи изображались как античные герои. А тут Брюллов решил подойти к истории как настоящий исторический живописец. Прежде, чем приступить к созданию картины, он попросил творческую командировку в Псков, и официально в июне 1836 года он поехал вместе с Федором Солнцевым, с известным живописцем того времени, историком. Тот же Солнцев позже заметил, что у Брюллова получается не осада, а какой-то крестный ход.

После смерти Брюллова, в июне 1852 года целый ряд его произведений, среди которых была и «Осада Пскова» поступил в музей Академии художеств в Петербурге.

В 1860 году на Академической выставке полотно было представлено широкой публике, и затем передано в музей Александра Третьего, нынешний Русский музей, где и хранилось в запаснике.

В 1931 году Третьяковская галерея работала на так называемой опытной комплексной марксистской экспозиции, которая должна была вскрыть в искусстве его классовую сущность, галерея была вынуждена привлечь материалы из разных музеев. Был составлен список произведений из музеев Ленинграда и Москвы, куда включили и картину «Осада Пскова». Таким образом, в 1931 году картина поступила в Третьяковскую галерею. И хранится там по сей день. В 1939-ом в залах галереи была развёрнута большая выставка, посвящённая русской исторической живописи, где была экспонирована «Осада Пскова».

Затем во время Великой Отечественной войны картина была эвакуирована в Сибирь, после войны возвращена в Москву. Но практически не выставлялась с тех пор, хранилась в запаснике. И она даже не была показана на монографической выставке Брюллова 1949 года.

Во время реконструкции Третьяковской галереи в 1986 году картина из запасника была перемещена в новое здание на Крымском валу, где во время протечки крыши холст и красочный слой картины пострадали. Пришлось делать профилактические работы. После завершения строительных работ в старом здании в Лаврушинском переулке, картину переместили в новый запасник Лаврушинского переулка.

И только лишь в связи с юбилейной выставкой Брюллова, посвященной 200-летию со дня рождения художника, вновь вспомнили об «Осаде Пскова» и искусствоведы, и реставраторы. В короткие сроки они выполнили большой объём работ: устранили деформацию холста, укрепили красочный слой. Для того чтобы холст можно было без проблем натягивать и многократно снимать, был изготовлен подрамник специальной конструкции.

Есть ещё большой эскиз маслом — 55х71, который находится в Русском музее.

По поводу незаконченности картины. Чисто технически да, картина не закончена. Справа меч не закончен, слева — группа псковитянки и человек лежащий до конца не проработаны. Но это небольшие участки. А в принципе картина завершена.

Брюллову не нравилась пестрота колорита, он хотел достигнуть большей гармонии. Как вспоминал Стругальщиков: «Из-за этой пестроты и казнился художник при мысли, что картина может остаться незавершенной». Вот откуда и возникли разговоры о незавершенности картины.

Кроме того Брюллов долго не мог работать над одной вещью. Как писала об этом Художественная газета: «Вот Брюллов ни ест, ни пьет буквально. Как он работает интенсивно над этим полотном». Да, он работал быстро, но видимо в какой-то момент перегорел. Искусствоведы нашли дату на холсте: «11 июля 1843 года». Поставил дату, и, видимо, к ней больше не прикасался.

Вот такая история у этой картины. А... что касается ассоциации картины с крестным ходом... Если будете в Пскове, то Вам обязательно расскажут историю о том, что когда взорвали крепостную стену, то в пролом наступающие увидели, как к стенам движется крестный ход, в котором шли священники, дети, женщины и старики, ибо в городе никого другого уже не осталось. Последние защитники были все на стенах... И вдруг непонятно откуда взялись три воина/монаха в чёрном, что скакали на конях. Это произвело сильное психологическое впечатление и нападавшие обратились в бегство. Так может Брюллов все же был прав, изобразив именно крестный ход?..