О Портлендской вазе

Есть вещи, что не перестают удивлять своим существованием. На этот раз я расскажу о Портлендской вазе.

Portland_Vase_BM_Gem4036_n4.jpg images (1).jpg

Ваза представляет собой декоративный сосуд 25 см в высоту и 56 см в обхвате из двуслойного тёмно-синего и белого непрозрачного стекла, на котором методом резьбы исполнен рельеф с изображением семи фигур богов и смертных. Эта техника напоминает резьбу камей из многослойных поделочных камней. Предположительно изготовлена в Риме между 5 и 25 годами нашей эры.

В 19 веке попытались изготовить точное подобие вазы, но работа, за которую полагалась премия в 1000 фунтов, оказалась настолько трудоёмкой, что искусствоведы пришли к выводу: на создание оригинала должно было уйти не менее двух лет. Обращает на себя внимание высококлассная техника резки по стеклу. Созданные фигуры камеи с трудом поддаются интерпретации, исходя из наших познаний о древнеримской мифологии. Предположительно на вазе изображены и боги и люди.

Никто точно не знает где и когда была обнаружена ваза. Согласно одной из версий, её нашли около 1582 года в усыпальнице Александра Севера, римского императора, близ Рима. Как бы то ни было, в 1601 году она упоминается в письме астронома Николя-Клода де Пейреска к художнику Рубенсу. В то время ваза находилась в собрании кардинала дель Монте. Затем в течение двух столетий она была одним из главных сокровищ римского семейства Барберини, перейдя в наследство Маффео Барберини, ставшим папой римским Урбаном VIII. В то время ваза была известна как «ваза Барберини».

Затем ваза, словно приз, переходила из рук в руки. Между 1778 и 1780 годом британский посланник в Неаполе Уильям Гамильтон купил вазу у торговца антиквариатом Джеймса Байрса, который в свою очередь купил её у Корнелии Барберини-Колонна, принцессы Палестрины. Позднее Гамильтон привёз вазу в Лондон и продал Маргарет Бентинк, герцогине Портлендской.

Герцоги Портлендские владели вазой до 1845 года, затем она поступила в собрание Британского музея. Появление вазы в Лондоне вызвало неподдельный интерес со стороны стеклодувов и мастеров керамики, которые наперебой пытались создать нечто подобное. Особенно основательно подошёл к этой задаче знаменитый фарфоровый мастер Джосайя Уэджвуд. Портлендская ваза вдохновляла его на протяжении нескольких лет. Первым делом он создал её подобие из черного и белого яшмового фарфора; этот экземпляр он преподнёс в дар своему другу Эразму Дарвину. Судя по этой работе, ко дну древнеримского оригинала в то время был приклеен стеклянный диск с головой Приама, по всей видимости, происходящий от другой вазы и призванный закрыть трещину в основании, но с 1845 года он экспонируется отдельно от сосуда.

После того как один из многочисленных посетителей герцога случайно повредил главную гордость его коллекции, последний решил передать её на сохранение в Британский музей. Очевидно считая, что в музее вазу будут хранить лучше. Но 7 февраля 1845 года в музее она была разбита вдребезги неким Уильямом Ллойдом. Никогда не понимала, да и вряд ли пойму агрессию, направленную на произведения искусства. Специалисты вазу склеели из осколков и она вернулась в музей на своё место. В 1948 году она была вновь разобрана и склеена на более долговечной основе. Последняя реставрация вазы была осуществлена с 1 июня 1988 по 1 октября 1989 года.

Кстати, когда в самый разгар Великой депрессии герцог Портлендский выставил вазу на продажу на аукционе «Кристис», никто из покупателей не смог заплатить затребованную герцогом цену. Видимо ещё и поэтому ваза оказалась в музее.

Да, вазу на все 100% так и не смогли повторить, попытки конечно были, но увы... выходили просто вазы, которые проигрывали оригиналу по всем признакам.)


О Портлендской вазе



Подписаться на Telegram канал sincerely_comm
Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.