Происхождение баронов фон Унгерн-Штернберг-4


Владимир Ярославич Галицкий - его личность и потомство.


Предыдущие части можно прочитать - вот тут, вот здесь и в этом месте.

Личность Владимира Ярославича к сожалению малоизучена, а то что мы о нём знаем сообщили нам в основном его враги и ярые недоброжелатели. Они нарисовали образ ленивого и похотливого пьяницы, который отнимал жён у знатных мужей. Я думаю что всё это клевета выдуманная его противниками, и распространённая позже придворными летописцами, захватившей Галичину династии Романовичей. Романовичи – потомки родственника и неверного хитрого союзника, а позже и явного врага Владимира Ярославича – князя Волынского Романа Мстиславича. Конечно Владимир не был святым, возможно даже был действительно женолюбив, как некоторые из его предков, ну и выпить любил, не без того. Однако третий раз заняв Галицкий престол, он проправил около десяти лет, и это правление уже не было отмечено какими-либо эксцессами.



История о том что Владимир отнял у попа жену, на мой взгляд не выдерживает. Почему эта попадья последовала за князем в изгнание в Венгрию. Ну а ещё до этого родила ему двух сыновей. Причём старший сын Владимира и так называемой «Попадьи» был женат на старшей дочери князя Волынского Романа Мстиславича от первого брака, и внучке великого князя Киевского Рюрика Ростиславича. Кроме того нужно отметить, что дети у Владимира родились, ещё до того как он стал князем Галицким, при его живом великом отце Ярославе Осмомысле (по крайней мере старший), так как брак между Феодорой Романовной Волынской и сыном Владимира был заключён ещё в 1187 году.

Скорей всего имела место просто внебрачная связь Владимира с неизвестной по имени знатной женщиной, как это было у его отца Ярослава с Настей из Чагрович. Дети от таких браков хоть и считались бастардами, но легко узаконивались их отцами, и даже имели право на наследование княжеской власти. Как это было например со сводным братом Владимира. Князем Олегом «Настасичем». Были в истории Средневековой Руси и другие подобные примеры.
А что касается негативного образа князя, то Владимиру просто не повезло с пиаром. Как я указывал в начале, его очернили по проискам его врагов и недоброжелателей, и их потомков. История знает множество подобных примеров, тут и шотландский король Макбет, и валашский доминул-воевода Влад III Цепеш (Дракула), и король Англии Ричард III Йорк, и русский царь Иван IV Васильевич Грозный. И много кто ещё.


Средневековая Буда.

А теперь перейдём к самому интересному, к личности сыновей Владимира Ярославича. А то что они существовали является неоспоримым фактом. С другой стороны сведенья о них крайне скудны и ни в русских летописях, ни в польских и других хрониках они не названы по именам. Однако существует один любопытный документ, Грамота Папы Римского Гонория III датированная 1218 годом, которая подтверждает акт дарения одному из католических монастырей в Венгерском королевстве. В этой грамоте есть следующий текст: «Basilica et Iohanne Blandemero Russorum regibus apud Galiziam vobis concessum», который обычно переводится – «Василько и Иоанн-Владимир русские королевичи из Галича» или же «Василько и Иоанн Владимировичи русские королевичи из Галича». Ряд авторитетных исследователей отождествляют этих «русских королевичей из Галича» с сыновьями Владимира Ярославича. Дальнейшая их судьба по известным нам пока-что письменным источникам не прослеживается. Но в 19 и 20 веках, ряд представителей рода баронов Унгерн-фон-Штернберг проживавшие в Венгрии и Прибалтике, на основании своих семейных преданий выдвинули гипотезу считающую их предком и основателем рода Унгернов – Иоанна (Иоганна, Ганса) Владимировича, младшего сына князя Владимира Ярославича Галицкого.



В 1187 году он вместе с отцом, матерью и старшим братом оказался в Венгрии. После бегства Владимира в Германию и третьего во княжения в Галиче, его дети могли остаться в Венгрии, но могли быть и отпущены к отцу в Галичину под давлением Германского императора. После смерти Владимира на рубеже XII и XIII веков, его дети Василько и Иоанн, укрылись снова в Венгрии спасаясь от преследований Романа Волынского. В обмен на земельные пожалования и покровительство венгерского монарха, они отказались в пользу последнего от своих претензий на трон Галича. В 1217 – 1221 годах братья или один младший – Иоанн отправился в Пятый Крестовый поход в войске возглавленном венгерским королём Андрашем II, герцогом Австрийским Леопольдом VI и герцогом Меранским Оттоном I. Там он вступил в Тевтонский Орден. Позже вернувшись из Святой земли он владел замком в окрестностях города Буды, одной из резиденций венгерских королей в районе Csillaghegyi (кстати с венгерского переводится как «Звёздная гора» - то есть по немецки «Штернберг»). Местность кстати была заселена в основном немецкими и только отчасти венгерскими колонистами.


Естественно Иоанн был католиком. В том что вероятный потомок Рюриковичей поменял веру нет ничего необычного. Во-первых тогда ещё раскол между Западной и Восточной церквями был не настолько велик, во-вторых существовали подобные прецеденты, как до, так и после. Например – Ярополк-Пётр Изяславич князь Волынский (+1087); Владимир-Войцех Борисович князь Полоцкий (+1217); Ярослав Владимирович князь Псковский (+1245) и его сын Герпольд-Ярополк (последний вообще был католиком с рождения); Ростислав Михайлович Черниговский и Галицкий, бан Славонии и Мачвы в Венгрии, его сыновья Михаил и Бела были католиками с рождения, а Бела даже претендовал на трон Венгерского королевства; князь Полоцкий Константин Однорук (Безрукий) (вторая половина XIII века), сей последний вообще завещал после смерти власть над Полоцким княжеством Рижскому архиепископу.


Относительно даты прибытия Иоанна (Иоганна) в Прибалтику , чаще называется 1211 год. Но есть и другие даты, одна из них 1241 год. И переселение Иоанна связывают с нашествием монголов на Венгрию, разгромивших Буду и разрушивших замок Иоанна в Csillaghegyi . Кроме того любопытен следующий момент, в 1211 году рыцарей Тевтонского Ордена в Прибалтике ещё не было, они появились там только с 1237 года. До этого там заправлял Орден Меченосцев. Кроме того земли которыми владел Иоганн и его потомство, получив те в лен от Рижского архиепископа, были также присоединены к Рижскому церковному княжеству гораздо позже 1211 года. Так что дату прибытия 1241 года я считаю более предпочтительной. Хотя есть и другие даты, и все они довольно поздние 1238 год, 1255 год и другие.

И ещё один небольшой дополнительный штрих в истории происхождения рода даёт нам геральдика. Родовыми цветами баронов фон Унгерн были жёлтый и синий цвета – цвета Галицкого княжества. А кроме того один испанский геральдический трактат начала XIV века рассказывая о геральдике стран Восточной Европы говорит, что одним из символов русского королевства Галиции была «Montana estelar» или «Montana de estrellas» , то есть «Звёздная гора» или «Гора звёзд».


Также стоит отметить, что в ономастиконе рода фон Унгерн-Штернберг с XIV века начинает употребляться имя Вольмар (Вальдемар, Владимир), что тоже может косвенно свидетельствовать о своего рода возвращении к памяти предков. Представители рода получали это имя в честь своего вероятного предка князя Галицкого Владимира Ярославича, предполагаемого отца рыцаря Иоганна Венгерского. Я насчитал около трёх десятков представителей рода носивших либо чисто имя Вольмар, либо в сложной форме – например Людвиг-Вольмар-Иоганн, или Густав-Вольмар, или Вольмар-Герхард.

Так что если принять к сведенью и обобщить все известные факты, то гипотеза о Галицком происхождении рода баронов фон Унгерн-Штернберг не выглядит такой уж фантастической, а имеет такое же право (а может и большее!) на существование, как франконская, чешская, вестфальская и другие.

П.С.: В следующей заключительной части будет дана поколенная роспись одной из ветвей рода баронов фон Унгерн-Штернберг цу Пюркель от рыцаря Иоганна Венгерского до военного диктатора Монголии барона Романа Фёдоровича Унгерна.






Подписаться на Telegram канал sincerely_comm
Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.