Как воспитать биомассу...

Сейчас я вам расскажу, как можно за очень короткое время заставить людей перестать думать и быть послушными, а также проявлять агрессию против того, кто посмеет иметь своё, отличное от толпы, мнение. Последующими поколениями данные качества успешно закрепляются... и voila! Послушная биомасса готова.



И так.. жил был на свете Бруно Беттельгейм, по русски его фамилия звучит ещё как Беттельхейм или Беттельхайм. Так вот, этот американский психолог и психиатр австрийско-еврейского происхождения известен своими исследованиями поведения людей в экстремальных условиях концлагеря, а также трудами по исследованию аутизма, мужского взросления и его ритуалов, психологической роли чтения вообще и волшебных сказок в частности в воспитании детей. И есть у него труд под названием "Индивидуальное и массовое поведение в экстремальных ситуациях", где он описывает стратегию нацистских концлагерей, которая отлично работает и в наши дни.

Беттельгейм был узником Дахау и Бухенвальда, как еврей, в течение 11 месяцев в 1938-1939 годах. Надо сказать, что в то время нацистская система ещё не была направлена на уничтожение. У немцев была цель воспитать рабскую силу: послушную, не помышляющей ни о чём, кроме милости от хозяина, которую не жалко пустить в расход. Для этого необходимо было из сопротивляющейся взрослой личности сделать испуганного ребёнка, силой инфантилизировать человека, добиться его регресса – до ребенка или вовсе до животного, живой биомассы без личности, воли и чувств. Ибо биомассой легко управлять, она не вызывает сочувствия, её легче презирать и она послушно пойдёт на убой.

Если обобщить основные психологические стратегии подавления и слома личности, описанные в работе Беттельгейма, то можно выделить ряд ключевых методов. И они универсальны и в разных вариантах повторяются практически на всех уровнях жизни общества: от семьи до государства. Так что нацисты ничего нового не придумали, а только собрали это всё в единый концентрат насилия и ужаса, тем более, что им было у кого учиться...

И так, способы превращения личности в биомассу... сначала идут те, которые как бы подготавливают личность для перехода к деградации.

1. Заставить человека заниматься бессмысленной работой

Просто нужно заставлять людей делать совершенно бессмысленную работу, причем заключенные должны понимать, что эта работа не имеет смысла. Таскать камни с одного места на другое, рыть ямы голыми руками, когда лопаты лежат рядом. Зачем? «Потому что я так сказал!..».

Чем это отличается от «партия сказала надо, комсомол ответил есть»?

2. Ввести взаимоисключающие правила, нарушения которых неизбежны.

Это правило создавало атмосферу постоянного страха быть пойманным. Люди были вынуждены договариваться с надзирателями или «капо» (помощники СС из числа заключенных), попадая в полную зависимость. Разворачивалось большое поле для шантажа: надзиратели и капо могли обращать внимание на нарушения, а могли и не обращать – в обмен на те или иные услуги.

3. Ввести коллективную ответственность

Коллективная ответственность размывает личную – это давно известное правило. Но когда цена ошибки слишком высока, коллективная ответственность превращает всех членов группы в надзирателей друг за другом. Сам коллектив становится невольным союзником лагерной администрации.

Нередко, повинуясь минутной прихоти, эсэсовец отдавал очередной бессмысленный приказ. Стремление к послушанию въедалось в психику так сильно, что всегда находились заключенные, которые долго соблюдали этот приказ (даже когда эсэсовец о нем забывал минут через пять) и принуждали к этому других. Так, однажды надзиратель приказал группе заключенных мыть ботинки снаружи и внутри водой с мылом. Ботинки становились твердыми, как камень, натирали ноги. Приказ больше никогда не повторялся. Тем не менее, многие давно находящиеся в лагере заключенные продолжали каждый день мыть изнутри свои ботинки и ругали всех, кто этого не делал, за нерадивость и грязь.

Следующие три выступают, образно говоря, ударным звеном, дробящие уже подготовленную личность непосредственно в биомассу.

4. Заставить людей поверить в то, что от них ничего не зависит

Для этого создают непредсказуемую обстановку, в которой невозможно что-либо планировать, и заставляют жить людей по инструкции, пресекая любую инициативу.

Группу чешских заключенных уничтожили так. На некоторое время их выделили как «благородных», имеющих право на определенные привилегии, дали жить в относительном комфорте без работы и лишений. Затем чехов внезапно бросили на работу в карьер, где были самые плохие условия труда и наибольшая смертность, урезав при этом пищевой рацион. Потом обратно – в хорошее жилище и лёгкую работу, через несколько месяцев – снова в карьер и т.д. В живых не осталось никого. Полная неподконтрольность собственной жизни, невозможность предсказать, за что тебя поощряют или наказывают, выбивает почву из-под ног. Личность попросту не успевает адаптироваться и полностью дезорганизуется.

Жесточайший распорядок дня постоянно подгонял людей. Если одну-две минуты промедлишь на умывании – опоздаешь в туалет. Задержишься с уборкой своей кровати (в Дахау тогда еще были кровати) – не будет тебе завтрака, и без того скудного. Спешка, страх опоздать, ни секунды задуматься и остановиться… Постоянно тебя подгоняет отличные надзиратели: время и страх. Не ты планируешь день. Не ты выбираешь, чем заниматься. И ты не знаешь, что с тобой будет потом. Наказания и поощрения шли безо всякой системы. Если на первых порах заключенные думали, что хороший труд их спасёт от наказания, то потом приходило понимание, что ничто не гарантирует от отправки добывать камни в карьере (самое смертоносное занятие). И награждали просто так. Это просто дело прихоти эсэсовца.

Надо сказать, что как авторитарные организации, так и родители часто используют это правило, потому что оно обеспечивает отсутствие активности и инициативы со стороны адресатов сообщений вроде «от тебя ничего не зависит», «ну и чего вы добились», «так было и будет всегда»...

5. Заставить людей делать вид, что они ничего не видят и не слышат

Беттельгейм описывает такую ситуацию. Эсэсовец избивает человека. Мимо проходит колонна рабов, которая, заметив избиение, дружно поворачивает головы в сторону и резко ускоряется, всем своим видом показывая, что «не заметила» происходящего. Эсэсовец, не отрываясь от своего занятия, кричит «молодцы!». Потому что заключённые продемонстрировали, что усвоили правило «не знать и не видеть того, что не положено». А у заключенных усиливается стыд, чувство бессилия и, одновременно, они невольно становятся сообщниками эсэсовца, играя в его игру.

В семьях, где процветает насилие, нередка ситуация, когда кто-либо из родственников всё видит и понимает, но делает вид, что ничего не происходит. В тоталитарных государствах правило «всё знаем, но делаем вид…»- важнейшее условие их существования.

6. Заставить людей переступить последнюю внутреннюю черту

Ту самую черту, из-за которой нет возврата, черту, дальше которой нельзя отступать ни при каких обстоятельствах, даже если это угрожает жизни. Сознавать, что если ты выжил ценой перехода за эту черту, то будешь продолжать жизнь, потерявшую всякое значение.

Беттельгейм приводит очень наглядную историю о «последней черте». Однажды эсэсовец обратил внимание на двух евреев, которые «сачковали». Он заставил их лечь в грязную канаву, подозвал заключенного-поляка из соседней бригады и приказал закопать впавших в немилость живьём. Поляк отказался. Эсэсовец стал его избивать, но поляк продолжал отказываться. Тогда надзиратель приказал им поменяться местами, и те двое получили приказ закопать поляка. И они стали закапывать своего сотоварища по несчастью без малейших колебаний. Когда поляка почти закопали, эсэсовец приказал им остановиться, выкопать его обратно, а затем снова самим лечь в канаву. И снова приказал поляку их закопать. На этот раз он подчинился – или из чувства мести, или думая, что эсэсовец их тоже пощадит в последнюю минуту... Но надзиратель их не помиловал, кроме того он притоптал сапогами землю над головами жертв. Через пять минут их – одного мертвого, а другого умирающего – отправили в крематорий...

Подводим итог.

Заключенные, усвоившие постоянно внушаемую мысль, что им не на что надеяться и они никак не могут влиять на своё положение, становились, в буквальном смысле, ходячими трупами, т.е. зомби.

Процесс такого превращения был прост до неприличия. Сначала человек прекращал действовать по своей воле: у него не оставалось внутреннего источника движения, всё, что он делал, определялось давлением со стороны надзирателей. Они автоматически выполняли приказы, без какой-либо избирательности. Потом они переставали поднимать ноги при ходьбе, начинали очень характерно шаркать. Затем они начинали смотреть только перед собой. И тогда наступала смерть...

В зомби люди превращались именно тогда, когда отбрасывали всякую попытку осмыслить собственное поведение и приходили к состоянию, когда они могли принять всё, что угодно и нужно для каких-либо целей родителям, начальнику, государству. Человек лишается самой важной человеческой свободы – в любых обстоятельствах выбирать своё собственное отношение к происходящему. Там, где нет собственного отношения, а следовательно и мнения, начинается зомби.




Как воспитать биомассу...



Подписаться на Telegram канал sincerely_comm
Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.