Загадка Друцкого кургана.




При раскопках средневекового Друцкого городища белорусские археологи обнаружили необычное захоронение.

Необычно оно своим ритуальным дуализмом. То есть в нём присутствуют элементы, как христианского, так и языческого похоронного обряда.


Более подробно с этой информацией можно ознакомится по следующим ссылкам:

Как выглядел княжич, живший в 12-м веке.
Взглянуть в лицо нашим предкам

Друцкий курган

Я же вкратце укажу, что «Друцкое захоронение» является многослойным курганом, его так и называют «Друцкий курган». Четыре слоя некрополя отражают социальную иерархию похороненных в нём людей. Центральным безусловно является погребение юного представителя местной правящей элиты, предполагаемо княжича из рода Рюриковичей, конкретно из Минского клана Глебовичей. Княжич захоронен в каменном гробу, под высокой курганной насыпью. И это единственное погребение Друцкого некрополя по христианскому обряду. Над ним первый слой, богатые захоронения воинов-дружинников, выше слуги, а ещё выше самый верхний слой холопы (рабы).




Наши исследователи датируют создание «Друцкого кургана» 1158 годом, на то у них есть веские основания. Они увязывают его с междоусобной борьбой в Полоцкой земле, между Минскими Глебовичами и Друцкими Рогволодовичами.

Согласно летописным данным Полоцкое княжество в середине 12 века было разделено на ряд уделов, которыми владели представители трёх линий потомков знаменитого князя Полоцкого (даже короткий период бывшего великим князем Киевским) Всеслава Брячиславича Вещего (Чародея) - Минские Глебовичи, Друцкие Рогволодовичи и Витебские Святославичи/Васильковичи. Эти кланы боролись между собой, как за великокняжеский престол в Полоцке, так и за перераспределение уделов, или за изменение границ между последними.

В 1151 году князь Минский Ростислав Глебович сел в Полоцке, захватив в плен с помощью полоцких бояр, ранее правившего здесь князя Друцкого Рогволода Борисовича, который был брошен в поруб (тюрьму). Ростислав захватил также родовой удел Рогволода с центром в городе Друцке, посадив туда своего сына Глеба.

Роговолод был позже отпущен из-под стражи, и лишённый своего наследственного Друцкого удела, нашёл пристанище при дворе своего родственника князя Новгород-Северского и позже Черниговского Святослава Ольговича.



В 1158 году Рогволод завязав сношения со своими сторонникам и в Друцке и Полоцке двинулся во главе чернигово-северских войск отвоёвывать своё наследственное княжество.

Во время взятия Друцка Рогволодом, и погибли все те, кто был позже захоронен в кургане.

Одна из главных загадок – кто был этот погибший в 1158 году княжич.

Если он как считают наши учёные происходит из клана Минских Глебовичей, то ну ни как не может быть внуком Всеслава Чародея, как они предполагают.

Князь Полоцкий Всеслав Брячиславич умер в 1101 году. Его сын князь Минский Глеб Всеславич умер в 1119 году , пребывая в плену в Киеве.

То есть выходит, что все сыновья Глеба Минского и внуки Всеслава Вещего из этой линии родились до 1119 года. А это значит, что никому из них не могло быть около шести – восьми лет в 1158 году. Также это не может быть представитель другой ветви Полоцкого княжеского дома. Борис Всеславич князь Друцкий и полоцкий умер ещё в 1128 году, а Святослав-Георгий Всеславич князь Витебский скорей всего скончался где-то между 1129 и 1131 годом в ссылке в Византийской империи, куда был отправлен вместе с большинством других представителей Полоцкой ветви Рюриковичей киевским князем Мстиславом Владимировичем Мономашичем в 1129 году. Его старший сын Василько уже в 1131 году вернулся на Русь. О потомстве других сыновей Всеслава практически ничего неизвестно.



По свидетельству летописей в 1158 году в Друцке, как было выше сказано сидел сын Ростислава Минского – Глеб. Там указанно что при взятии Друцка войском Рогволода Борисовича, Глеб Ростиславич смог избежать гибели и бежал к отцу. Однако сей князь больше в летописях не упоминается. Хотя конечно это не может служить свидетельством его гибели.
Есть много примеров из нашей истории, когда конкретный князь «исчезал» из летописей, но продолжал жить ещё многие годы. Даты смерти этих князей Рюриковичей, установленные по другим источникам, отодвигаются в будущее на довольно значительные отрезки времени (десять, двадцать и больше лет) от их последнего упоминания в летописях.

Выскажу несколько предположений по поводу того, кем мог являться погибший в Друцке княжич.

В целом я поддерживаю версию наших историков в том, что это был юный представитель княжеского рода Рюриковичей, происходивший из Полоцкой ветви и конкретно из Минского клана Глебовичей.

А вот на счёт того кем он мог быть, у меня есть следующие версии:
Первая – это тот таки Глеб Ростиславич (его точный возраст нам абсолютно не известен!) ; а летописец указавший, что он спасся, либо ошибся (был введён в заблуждение), либо сознательно исказил данный факт.
Вторая и третья – это или сын Глеба Ростиславича, или его младший родной брат (второе считаю более вероятным!). Это неизвестный нам по имени, какой-нибудь [Всеслав] Глебович или [Всеслав] Ростиславич.

Четвёртая – это может быть двоюродный брат Глеба, тоже происходивший из клана Минских Глебовичей, сын его дяди Володаря Глебовича князя Городцовского (Городецкого, Городенского) и Минского. Какой-нибудь [Глеб] или[Всеслав] Володаревич.


Дружинники и слуги захороненные по языческому обряду, могли быть как минскими кривичами, формально крещёнными но сохранявшими ещё языческую веру предков. Но так же , что на мой взгляд боле вероятно, балтами, а если конкретней – литовцами. Хотя вероятней всего там присутствовали и те и другие, но литовцев скорей всего было больше.

Дальше краткая информация об отношениях Литвы и князей Минских во второй половине 12 – начале 13 вв.

Минские князья известны своими тесными связями с Литвой, которая в тот период находилась в вассальной зависимости от них. Правители Минского княжества часто и активно использовали литовцев в военных действиях со своими противниками. Так через четыре года после «Друцкой трагедии» в 1162 году князь Минский Володарь Глебович в битве под Городцом (Минским) с помощью литовских отрядов наголову разгромил рати своего оппонента князя Друцкого и Полоцкого Рогволода Борисовича. Также литовцы участвовали во взятии Володарем Глебовичем стольного града Полоцка в 1167 году. Отряды литовских воинов наряду с другими балтами и славянами принимали участие в так называемой «Берестейской войне» в 1182 году. В ходе которой сын Володаря Глебовича князь Минский Владимир Володаревич нанёс поражение князю Дорогичинскому Васильку Ярополковичу (происходившему из Волынской ветви Рюриковичей-Мономашичей) и его польским союзникам.


Также вероятнее всего полулегендарные сведенья так называемых «Литовских летописей» говорящие о взятии в 1190 году Полоцка литовским князем Мингайлой , являются более поздним искажением реальных событий, в которых литовцы в составе войск Минского княжества брали Полоцк. Возможно даже не однократно. А Мингайло скорей всего мог быть литовским кунигасом, вассалом князей Минских и одним из их воевод.

Упомянутый выше князь Минский Владимир Володаревич, стал великим князем Полоцким около 1190 года, в том числе и с помощью литовцев. Закрепившись в Полоцке он и дальше продолжал пользоваться услугами своих воинственных балтских вассалов, как в борьбе с экспансией немецких-крестоносцев, так и против других русских князей. И только после смерти Владимира (более известен как «король Вальдемар» рифмованной хроники Генриха Латвийца ) Литва, тогда ещё разрозненная на отдельные мелкие княжества, обретает фактическую независимость.


Возвращаясь к «Друцкому кургану», можно предположить, что «обновление» его через 50 лет после «Друцкой драмы» совершили дети и внуки тех кто погиб в 1158 году, и возможно также кто-то из спасшихся из той кровавой резни.


В 1208 году Владимир Володаревич Минский, двоюродный, а может и родной брат погибшего княжича, занимал великокняжеский престол в Полоцке, князья других уделов Полоцкой земли считались в той или иной мере его вассалами. Друцком управляли потомки Рогволода Борисовича, в тот период там сидел внук Рогволода князь Борис Всеславич. В каких конкретно отношениях он был с князем Владимиром («королём Вальдемаром») точно не известно, но скорей всего он в определённой мере признавал его верховенство.


Обряд «обновления» кургана, безусловно языческий, литовские дружинники князей Минских могли провести , либо во время карательной экспедиции в Друцкое княжество, целью которого было принуждение к покорности Друцкого князя верховной власти князя Полоцкого. В таком случае, этот ритуал носил как сакральный так и политический смысл. Также они могли его провести во время военного похода против других Русских княжеств – Смоленских, Черниговских или Владимиро-Суздальских, остановившись под Друцком на привал.

В тот период довольно часто совершали набеги в Древнерусские земли, либо с молчаливого согласия, а либо и по прямому наущению князей Минских.

Например: НПЛ (Новгородская Первая летопись) под 1198 годом сообщает о совместном походе полочан с литовцами во владения Новгородской республики.
Воскресенская летопись под 1203 годом упоминает, о разгроме крупного литовского отряда объединёнными силами Черниговских Ольговичей.
ГВЛ (Галицко-Волынская летопись) под 1205 годом говорит о том, что «беда была в земле Волынской от воевания литовского и ятвяжского».

В 1208 году во время одного из таких походов литвины «помянули» под Друцком своих родичей (отцов, дедов, братьев) погибших там 50 лет назад, защищая малолетнего княжича из рода своих прямых сюзеренов – князей Минских.


Точная идентификация личности этого трагически погибшего представителя Полоцкой ветви Рюриковичей ещё предстоит. Надеюсь здесь поможет комплексная работа как археологов, так и других специалистов-историков (антропологов, архивариусов, сфрагистов и т.д.). Возможно даже будут обнаружены какие-нибудь новые письменные свидетельства, как например надписи на камнях (петроглифы), берестяные грамоты, или как это и не фантастично звучит утерянная «Полоцкая летопись», целиком или хотя бы фрагментарно. Также тесты ДНК останков княжича, и захороненных вместе с ним представителей ближнего окружения -дружинников, слуг и холопов, тоже смогут прояснить некоторые вопросы и приоткрыть завесу в разрешении загадок «Друцкого кургана» , да и не только его.

П.С.: Это рабочая гипотеза, основанная на исторических фактах, известных на нынешний момент.



Подписаться на Telegram канал sincerely_comm
Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.