Аирлангга – балийский «собиратель» Явы.


В X - XI веках на территории Индонезии существовало чуть более двух десятков больших, средних и мелких государственных образований. Среди них наиболее могущественными были империя Шривиджая на Суматре, и королевство Матарам на Яве, которые боролись между собой за гегемонию в Нусантарском архипелаге.

На рубеже тысячелетий они схлестнулись в жестокой схватке. Сначала успех сопутствовал яванскому Матараму, войска и флот которого нанесли ряд чувствительных поражений своим суматранским оппонентам, и даже смогли опустошить и разграбить столицу суматранцев – город Палембанг. Но у Шривиджайи было гораздо больше ресурсов и более мощный тыл, и её правителю махарадже Маравиджаятунгаварману удалось восстановить силы после разгромов и опустошений, и нанести своим противникам мощный ответный удар. Для подготовки которого он использовал помощь своих вассалов и союзников как в Индонезии, так и за её пределами. Врезультате наступления войск и флота суматранцев Матарам был разгромлен, разграблен и опустошён, как гласит одна из яванских надписей того времени: «наступил конец света», вся Ява была подобна бушуещему морю, столица махараджы (короля) Матарама Дхармавангши была разрушена , а сам он погиб. Само Яванское королевство расапалось на части, а также от него отпали многие территории находившиеся за морем – на Калимантане, Бали и в других местах.




Победа над Матарамом сделала Шривиджаю на некоторое время безраздельной владычицей всей Западной Индонезии. Разгромленные княжества, вышедшие из под контроля поверженного Матарама, не могли противостоять могуществу Шривиджайи. Её владения по прежнему являлись богатейшим рынком и непременным промежуточным звеном тогдашней мировой торговли. Ещё более возросло значение Шривиджайи как опоры будийской культуры. Крупнейшим авторитетом в будийском мире считался глава шривиджайских будистов Дхармакирти. В 1011 – 1023 гг. у него даже обучался всемироно известный реформатор тибетского будизма Атиша, выходец из Индии.



Однако торжеству Шривиджайи не суждено было быть долгим. Торговые, экономические и военно-политические интересы двух крупнейших на тот момент держав зоны Индийского океана – Шривиджайи и южноиндийской империи Чолов должны были столкнуться, и они столкнулись. Многочисленный и мощный флот южноиндийского махараджи Раджендры I Чола в 1025 году напал на малайско-сумартранские владения Шривиджайи и жестоко опустошил их, потом индийцами (тамилами) была взята и разграблена столица Шривиджайи Палембанг, а махараджа Маравиджайятунгаврман был захвачн в плен. Это поражение сильно ослабило суматранскую империю, и позволило яванцам начать востановление своего государства.



Восстановителем, или как гворится в источниках «собирателем» Явы сталь зять и племянник погибшего короля Матарама Дхармавангши балийский принц Аирлангга.
Аирлангга (Эрланга) по матери был прямым потомком махараджи Синдока,происходившего из самой великой и знаменитой индонезийской династии Шайлендра. Последняя правила как на Суматре, так и на Яве, и на Бали, а возможно отдельные ветви закрепились в других местах средневековой Индонезии. Синдока в IX вке заложил основы могущества королевства Матарам. То есть матерью Аирлангги была матармаская прицесса, а отцом балийский принц. Аирлангга родился около 1000 года в правящей королевской семье острова Бали, где и провёл своё детство. Король Матарама Дхармавангша не имел сыновей от своей главной жены, и желая завещать трон по мужской линии , обратил внимание на Аирланггу своего племянника, который к тому же стал его зятем. В яванской традиции не редки случаи передачи трона зятю-племяннику. Когда Аирлангга женился на дочери Джхармавангши, ему было всего около 16 лет. Этот брак был заключён как раз в самый разгар жестокой войны с суматранской империей Шривиджайя. Во время наступления войск Шривиджайи и разрома матарамского кратона (королевского дворца) юный Аирлангга избежал гибели, в отлитчие от соего тестя короля Дхармавангши. Он смог бежать. Около трёх лет Аирлангга укрывался в отшельничьем скиту в окрестностях горы Воногири на острове Ява. Там он пережил времена смуты и набрал сторонников. Аирлангга был поддержан представителями основных направлений яванскокй религии, главами духовенства, что тогда не мало значило для претендента на престол в стране, расчленённой врагами. В 1019 году Аирлангга смог короноваться как махараджа Матарама, приняв пышное тронное имя Локешвара Дхармавангша Аирлангганатавикраматунгадева, что символизировало его претнезии на преемственность власть от всех предыдущих правителей Матарама, и в том числе его погибшего тестя.



Первое время владения и подконтрольная территория нового махараджи Матарама были довольно скромны – это была местность , прилегающая к современному побережью Восточной Явы между Сурабайей и Пасуруаном с низовьями Брантаса. Однако стратегические выгоды расположения этих земель были очевидны, и в конце концов Аирлангге удалось, оприаясь на эту подвластную территорию, начать военную кампанию за воссоединение утраченных с гибелью Дхармавангши владений Матарама. Но прежде чем энергичный и честолюбитвый политик приступил к исполнению этого плана, прошло ещё несколько лет, а последовавшие тем временем события полсужили ему на руку.
Сокрушительный рейд Чолов против Шривиджайи в 1025 году развязал руки Аирлангге, и по видимому его действия по замирению и подчинению яванских земель начались вскоре после драматичесакого поражения суматранской морской империи. Но судя по эпиграфическим данным , неопсредственное начало войны за восстановление Матарама относится к 1028 году, чему предшествовала более острожная политика в отношении Шривиджайи, внешнеполитический потенциал которой ещё оставался неясным.



Источники доносят до нас сведенья о полосе войн, которые Аирлангга вёл в течение десятка лет. В 1028 – 1029 годах он подчинил владения раджи Бхишмапрабхавы, в 1030 году – победил и покорил раджу Венгкера, а в 1031 – раджу Адхамапануды, а в 1032 году пало княжество, управаляемое женщиной, имевшей по выражению летописца, «силу ракшаси» (великанши). В том же году покорилось княжество Вуравари, правитель которого, имея за спиной шривиджайского сюзерена, шестнадцатью годами ранее напал на Матарам. Таким образом, дело дошло до вассалов островной империи. Это стало возможным благодаря знаменательному событию в матарамско-шривиджайских отношениях – в разгар своих военных походов в 1030 году Аирлангга смог заключить мирный договор с Шривиджайей. Соглашение было скреплено браком Аирлангги и шривиджайской принцессы Дхармапрасадотунгадэви, дочери махараджи Санграмы Виджайотунгавармана. Это соглашение, явившееся во многом результатмо ослабления Шривиджайи, увенчалось разделом сфер влияния двух государств в Западной Нусантаре – за Шривиджайей сохранялись вассальные владения к западу от Явы, Матарам же закрепил за собой право на приобретение территорий на восток от Зондского пролива.



Хотя уставновление равновесия в отношениях с Шривиджайей и способствовало успеху объединительной кампании, Аирлангге пришлось столкнуться с упорным сопротивлением некоторых восточнояванских владетелей, отколовшихся от Матарама. Так в 1035 году Аирлангга вновь воевал с раджой Венгкера, одной из главных аграрных областей в бассейне реки Соло (район Понорого – Мадиун). Только к 1037 году завершились объединительные походы Аирлангги. Он распространил свой контроль почти на всю Яву, бали и некоторые другие территории. Столицей государства стал город Кахурипан, центр области Джанггала («Лесистая») в северной части Восточной Явы у низовьев Брантаса.



Помимо успешной внешней политики Аирлангга активно занимался внутренним устройством своего государства. Он оказывал покровительство буддийским монахам, но отличался заметной веротерпимостью. По его указанию и под его руководством строились храмы и монастыри. Так был построен монастырь Шривиджайшрама, который Аирлангга посвятил своей жене шривиджайской принцессе. Также шло активное строительство ирригационных сооружений. В частности была построенна большая плотина на реке Брантос, что способствовало интенсивному развитию сельского хозяйства. Аирлангга также поощрял развитие ремёсел и торговли, и был большим покровителем искусств, в частности литературы. В 1035 году придворный поэт Мпу Канва составил Какавин Арджунавиваха , который был адаптирован из эпоса Махабхараты . В этом тексте рассказывается история Арджуны , воплощение Индры , но также была аллегорией для собственной жизни Эйрланги. Рассказ о жизни Эйрланги был проиллюстрирован в храме Белахан на боках горы Пенанггунган, где он был изображен на камне как Вишну на Гаруде.

К концу жизни Аирлангга столкнулся с проблемой престолонаследия. Его наследница от брака с Дхармапрасадотунгадэви принцесса Санграмавиджая , решила стать монагиней-отшельницей, и Аирлангге пришлось назначить своими наследниками двух сыновей от наложниц – Самаравиджайу и Гараскана. В 1042 или 1045 году он отрекается от престола и тоже уходит в монастырь приняв монашеское имя Рези Гентей, разделив своё государство на две части – Джанггалу (досталось Гараскану) и Панджалу или Кедири (досталось Самаравиджайю).
Аирлангга умер в 1049 году, как говорил раньше, будучи монахом-отшельником.

И только после смерти Аирлангги, его сыновья устраивают междоусобную войну, которая продлилась до 1052 года. …








Подписаться на Telegram канал sincerely_comm
Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.