Татьяна (tvsher) wrote in sincerely_comm,
Татьяна
tvsher
sincerely_comm

Category:

Рассматривая картины: "Троица" Андрея Рублёва


Андрей Рублёв. Троица

Икона "Троица" – одна из самых таинственных. Её называют молитвой, воплощённой в краске.

В летописи читаем, что в "память и похвалу преподобного Сергия… игумен Никон Радонежский повелел написать образ «Троицы» Андрею Рублёв". Поэтому можно сказать, что в создании этой иконы участвовало непосредственно три человека.

Одним из них был, бессомнения, преподобный Сергий Радонежский, который ко времени написания иконы уже почил. Но при жизни он создал особое по своей глубине учение о Святой Троице.

Вторым человеком стал Никон Радонежский - ученик преподобного Сергия, который стал игуменом Троицкого монастыря после его кончины. Считается, что Никон решил увековечить имя своего учителя через образ Святой Троицы.

И конечно это был сам преподобный Андрей Рублёв, который как художник исполнил завет Сергия Радонежского. Его образ «Троица» – это учение о любви, о глубине единства духа и гармонии, записанное красками.

Рублёв сосредоточил всё своё внимание именно на трёх Ангелах. До него изображали в основном "гостеприимство Авраама" – сюжет 18-й главы книги Бытия, когда к Аврааму в дом пришли три Ангела.
"Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер и поклонился до земли…" (Книга Бытие 18:2).
Исходя из повествования этой главы, становится ясно, что Аврааму явился сам Бог. Хотя нет единства ни среди святых отцов, ни среди иконописцев в толковании этого сюжета. Одни считают, что перед Авраамом тогда явилась Святая Троица. И иконописцы изображали трёх Ангелов в одинаковых одеждах, указывая на их единство и равенство друг другу. Другие богословы говорят о явлении Бога в сопровождении двух ангелов. Тогда одного из них изображали в одеждах Христа.

Андрей Рублёв, устранил бытовые детали сюжета: Сарру и Авраама, слугу, который закалывает тельца, то есть всё, что писали иконописцы до него. И сосредоточил всё внимание на непосредственном созерцание тайны самой Троицы. Вообще, эта икона интересна тем, что она многопланова, её можно прочитать по разному несколько раз: и как явление Христа, потому что средний Ангел изображён в одеждах Спасителя. Её можно прочитать и как образ Троицы – все три Ангела написаны практически с одинаковыми ликами. Но перед нами не иллюстрация Бога. На этой иконе, как в богословском трактате, раскрывается то, что святые отцы называли «Троица во Единице» – один Бог в трёх Лицах или Ипостасях. В образе также отражён и литургический аспект. Силуэты двух Ангелов, сидящих по бокам, образуют собой чашу. И на престоле посередине стоит чаша – символ Евхаристии, Жертвы Христа...

Глядя на икону нельзя точно сказать, кто из Ангелов Бог, Сын и Дух святой. Исследователи так и не пришли к единому мнению. Но Стоглавый Собор 1551 года утвердил икону Андрея Рублёва в качестве канонической, подчёркивая, что это не изображение Божественных Личностей, а образ Божественного Триединства. Поэтому Собор запретил надписывать Ангелов, отсекая таким образом всякую возможность указать окончательно кто есть кто. Также для этого образа было запрещено изображать так называемый «крещатый нимб» – иконографический приём, который указывает на Христа.

Интересно, что у «Троицы» Рублёва есть ещё другое наименование – «Предвечный совет». Оно открывает другую сторону иконы. Что такое «Предвечный совет»? Это таинственное общение внутри Святой Троицы о спасении человечества: Бог Отец с добровольного согласия Бога Сына отправляет Его в мир ради спасения людей.

Икона скрывает в себе много богословских пластов. Этот образ – сложнейший богословский текст. Икона сама по себе ближе к книге, чем к картине. Она не иллюстрирует, а символически указывает на нечто сокрытое и тайное.

Ещё интересный момент На этой иконе легко демонстрируется знаменитый иконографический принцип обратной перспективы. Если продлить линии подножия престола, то они сходятся там, где стоит человек. А внутри самой иконы эти линии расходятся, открывая перед нашими глазами вечность.

В этом образе сосредоточено всё: и богословская глубина, и художественное совершенство, и обращённость на человека – диалог с ним. Иконы ведь бывают разные: есть очень замкнутые, к которым трудно подступиться, а есть иконы, которые, наоборот, привлекают. Именно такие, открытые, иконы и писал Рублёв. А его “Троица" считается высшим пилотажем в иконописи.

И ещё. Воинские подвиги не имеют никакого значения, если за ними не стоит очищение человеческой души. Возможно поэтому преподобный Сергий начал не с политики, не с войны, а с очищения и воспитания людей. И в этом смысле икона – важный артефакт, который противостоит тьме эпохи. Сам факт её написания – подвиг.

У Павла Флоренского в книге «Иконостас» есть интересная фраза: "Если есть «Троица» Рублева – значит, есть Бог". Для современного человека это звучит странно. Но при созерцании иконы людям открывается Откровение, которое превышает все наши представления. Такое нельзя придумать. Это не фантазия. Так что не исключено, что за этим образом стоит какая-то иная реальность, возможно божественная...

В житии Андрея Рублёва есть одна интересная ремарка. Когда они с Даниилом Чёрным работали вместе, то подолгу сидели и просто созерцали иконы. Не писали, не молились, а просто смотрели, как бы пребывая перед иконами, питаясь ими. Они хотели услышать голос Бога, увидеть божественные образы, которые потом смогут воплотить в красках... В результате за «Троицей» открывается самодостаточная реальность. Её человек придумать не способен.

Интересно, что официально Русской Православной Церковью Рублёв был канонизирован только в 1988 году, на Поместном Соборе в связи с тысячелетием Крещения Руси. Но в данном случае, РПЦ только констатировала факт. Святость Андрея Рублёва была очевидна уже его современник. Иконописец всегда был почитаем как святой в Троице-Сергиевой лавре. Сохранились даже иконы, где он изображается среди других лаврских святых. И монахам лавры всегда было понятно, что он святой. Было даже сказание 17 века о великих святых-иконописцах, где упоминается его имя...
источник


Всем мира, счастья и добра! И всех причастных поздравляю с Троицей.







Tags: Праздник, живопись, искусство, история, личности, приходское, прошлое, христианство, художники
Subscribe
Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment