Катрин, Кэт или просто Катя (tixayasterva) wrote in sincerely_comm,
Катрин, Кэт или просто Катя
tixayasterva
sincerely_comm

Стартап - бизнес будущего или большой мыльный пузырь?

Оригинал взят у tixayasterva в Стартап - бизнес будущего или большой мыльный пузырь?
Давно собиралась рассказать о стартапах изнутри. У меня достаточно богатый опыт работы в стартапе, плюс куча знакомых стартаперов. Общались мы с ними долго и плотно, поэтому мне есть что рассказать по этому вопросу.

Сейчас модно организовывать стартапы. Именно модно. Не престижно, не прибыльно, а модно. Любой человек, у которого хорошо подвешен язык и есть хоть какая-нибудь идея заработка, становится бизнесменом стартапером. Я сознательно не употребляю слово "бизнесмен", потому что стартап и бизнес вещи очень разные. Давайте рассмотрим подробнее.


Когда мой друг лет 8 назад организовывал бизнес, слово "стартап" еще не было таким популярным, поэтому он сразу начал делать "бизнес". Сейчас он вполне успешный бизнесмен. И это, надо сказать, первое и самое главное правило. Нельзя начинать стартап, нужно начинать бизнес.

Бизнес - это обязательства. Бизнес - это работа с целью получения прибыли. Бизнес - это ответственность перед собой, государством и сотрудниками.

Стартап - это вечное начало пути. Стартап - это отсутствие ответственности. Стартап - это удобный способ долгое время жить за чужой счет и не переживать о будущем. Стартап - это гром без молнии.


Идея стартапа совершенно не должна быть действительно стоящей. Большинство идей и продуктов на самом деле никому не нужны. Поэтому 99% усилий направлено на создание искусственного спроса, ажиотажа, видимости нужности. Степень успешности таких идей зависит только от способностей начинающего стартапера
лизать задницу разговаривать с инвесторами. Вы берете самую обычную идею, все свои дипломы МВА, потому что именно плоды этого образования сейчас представляют собой пласт вечных стартаперов, и идете на поиски инвестора. Самым везучим достаются инвесторы, у которых инвестиции не являются основным заработком, а служат лишь интересным увлечением. Ну а что, кто-то марки коллекционирует, а кто-то бизнесы стартапы. Они готовы вкладывать в свою игрушку годами, не требуя реального возврата инвестиций. И это именно то, что нужно стартаперу)

В стартапах все делается на широкую ногу, напоминает пир во время чумы. Получают транш от инвестора и, под уважительным предлогом продвижения проекта, отправляются за границу, чуть ли не толпой... Там гуляют, отдыхают, развлекаются. Делают фотки на важном отраслевом мероприятии, чтобы отчитаться перед инвесторами, потом спокойно валят из этой тоски на встречу развлечениям. Когда у тебя стартап, ты не обязан показывать хорошие результаты. У тебя есть как минимум несколько лет на безнаказанное хамское безделие. А потом суп с котом! Никто из этих стартаперов не думает о том, что будет дальше...

Еще более серьезной статьей расходов является содержание офиса и поддержание корпоративного духа. Все тот же МВА, только русская версия... В офисе непременно должны быть многочисленные блага, а иначе, что это за стартап??? Стол из красного дерева, за которым никто не сидит, зато он гасит своей дороговизной потенциальных партнеров... Еда мешками в офис каждый день. Про кофе, чай и печеньки даже говорить не буду. Там царят фрукты, бутерброды, шоколад, тортики и многое другое, независимо от их стоимости, времени года, количества сотрудников. Мешок просто увеличивается вместе с ценником))) Но ведь это чужие деньги, а их всегда легко тратить...

Офис непременно должен быть большим, даже если в нем всего 5 человек. Нужно создавать видимость большой серьезной компании. А на поддержание этой видимости ничего не жалко! Тем более чужих денег) Одна комната всегда предназначена для отдыха. Ведь это тяжкий труд! А офис мечты любого стартапера - это, конечно же, офис Google! Вот туда они все и стремятся. Забывая об одной важной вещи... Прибыль называется... О ней всегда рано говорить. Ведь будучи стартапом вы всегда молодая компания, ваша окупаемость всегда в далеком будущем.

Я знаю несколько стартапов, которые в этом статусе находятся уже более 6 лет!!! По сути бизнесу 6 лет, а он до сих пор стартап... Как это получается? Я уже упомянула выше о волшебной способности руководителя стартапа лизать жопы разговаривать с инвесторами.

Инвесторы - отдельная тема. Это, пожалуй, действительно единственная качественная работа, проводимая каждым таким стартапом... Когда один все-таки выдыхается и начинает интересоваться, куда идут его деньги и когда они начнут возвращаться, происходит чудо! Нет, не то чудо, о котором было бы логично подумать... Никто не начинает интенсивнее работать, никто не сокращает расходы. Подобное происшествие всего лишь сигнал главному на поиск нового инвестора. Да, именно так! Находится новый инвестор, ему в уши заливается сладкая патока об инновационности проекта, обещаются золотые горы, только конкретное время не указывается... И ура! Мы имеем новый транш от нового инвестора! Часть которого идет на погашение долгов перед старым инвестором, под сладким соусом первой прибыли! Чем соблазняют его на новую порцию терпения и денег... Остальное снова прожигается на широкую ногу! Не, ну а что? Живем один раз, и, похоже они уже начинают понимать, что этот раз будет достаточно коротким, поэтому, должен быть ярким.

Замечали ли вы, что люди в стартапах напоминают маленькие секты? Там обязательно произносятся воодушевляющие речи, празднуется каждое незначительное событие со значительным размахом. А как иначе? Все должны верить в важность и нужность этого проекта, в то, что дела неустанно идут в гору, что успех не за горами и все вносят огромную лепту в его достижение. В стартапах только единицы руководящего состава в курсе, как на самом деле обстоят дела... Как правило, они являются управляющими партнерами и их жопы начинают медленно накаляться в предвкушении инвесторского вторжения.

Эти люди, в свое оправдание, создают видимость сумасшеднего темпа работы. Сидят в офисах допоздна, рассекают по встречам с потенциальными партнерами, "работают" на полную катушку. Почему слово "работают" в кавычках? Все просто. Встречи с партнерами - это ресторанные посиделки, в которых первые полчаса обсуждаются перспективы грядущего партнерства, оставшееся время тупо пьют, гуляют, развлекаются. Ах, да, и постят на фб о своих успехах по несколько раз в день, высасывая их из пальца, раздувая каждую мелочь до размера события вселенского масштаба...

Почему каждый партнер стартапа всегда имеет статус "потенциального"? Да потому, что не готов стартап к партнертству. Нечего ему, на самом деле, предложить. Все, что нужно партнеру, заносится в вишлист и над этим, якобы, ведется работа. До настоящего партнерства руководство стартапа редко доводит. Ведь партнерство предполагает договорные обязательства, которые надо будет выполнять. А это уже не словами разбрасываться и обещания обещать)))) Тут пахать надо. А пахать не хочется, да и не можется... Поэтому встречи повторяются с высокой периодичностью, на них обсуждают детали, уточняют подробности... На закономерный вопрос потенциального партнера о том, когда, собственно, будут результаты, отвечают воодушевленно и расплывчато. А потом снова на фб писать о том, какие они крутые, как удачно провели очередные переговоры с компанией "Х" - мировым лидером в какой-нибудь отрасли.

Конечно, не все стартапы такие. Хотя, нет, практически все... А те, кто отличается, выходя на прибыль или, хотя бы, самоокупаемость в первые год-два, они просто не называют себя стартапом. Они делают бизнес...

Хотя пост получился достаточно длинным, все равно осталось множество неосвещенных вопросов. Вы можете задать их в комментариях и я честно отвечу.



Вот такая изнанка у стартапов. Не занимайтесь стартапом, занимайтесь бизнесом!

Subscribe
Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments