Батарея Литке (южный берег острова Котлин) - часть Кронштадтской крепости.

Оригинал взят у pohod_vosemvrat в Батарея Литке (южный берег острова Котлин) - часть Кронштадтской крепости.
Кронштадтская крепость огромна, изучать ее можно долгие годы. В нее входят не только оборонительные сооружения на самом острове в черте города Кронштадта и возле его границ, но еще множество фортов на островах, а также береговые батареи. Но даже в самом городе Кронштадте постоянно находишь что-то новое, хотя кажется, что уже все в нем видел. Одной из частей Кронштадтской крепости, что три века защищала Петербург со стороны моря, была батарея Литке. До ее остатков легче всего добраться, это удобно совмещать с другими прогулками, и зимой этого года мы совершили сюда исследовательскую прогулку.



Кратко, в нескольких словах, о данной батарее. Построена она во времена императора Александра Второго.

Царь-освободитель был еще большой фортификатор. Мало кто обращал на это внимание - но оборонительных сооружений именно при нем построено больше, чем при любом другом из Романовых, исключая Петра Первого - хотя и с ним Александр может посоревноваться. Батарея на южном берегу была построена после Крымской войны, когда англичане и французы пытались атаковать Петербург с моря, но встретив сильный огонь кронштадтских фортов - предпочли удалиться прочь. После этого начинается серьезное перевооружение Кронштадта и окружающих его фортов, строятся новые укрепления, которых не было раньше, модернизируются старые. Батарея Литке строилась как раз в это время - в 1856 году земляные валы для пушек, которые можно увидеть и сейчас, позже - пороховые склады после батареи, а также иные сооружения.

Первое, что бросается в глаза - огромный бетонный бункер. Это сооружение уже другой эпохи - внука царя-осводителя, Николая Второго, построено в 1895 году, когда началась вторая волна перевооружения (кстати, именно при Николае Втором построены всем известные огромные крепости - форты Ино, Красная Горка, Тотлебен  и другие.). Обратите внимание, что видно лишь восточную стену, обращенную к городу, а с запада - это просто холмик. Все сделано очень грамотно - если с запада появится вражеский флот, то его снаряды будут вязнуть в земляном покрытии, не доставая до стен бункера.





Сооружение очень могучее. К сожалению, внутрь без наличия инструментов - не попасть, входы забиты металлическими листами.



Наверх подняться можно, но это потребует от вас физической нагрузки, особенно зимой. Зато, в случае чего, можно съехать вниз на своем заду, когда лежит снег. Вот осенью будет все мрачнее. Наверху - вентиляционная шахта.



Фотография через решетку.



Имеются две стрелковые позиции. Видимо, здесь были зенитные пулеметы или небольшие орудия.





Какой-то старый кирпичный склад. Необычный элемент конструкции - какая-то башенка, похожая на огромную трубу. Склад рассчитан на хорошую вентиляцию - здесь тоже могли храниться боеприпасы.



Все входы чья-то жестокая рука забила металлическими листами. Ни себе, ни людям - и как прикажете изучать фортификацию? При нас, кстати, приехали какие-то подозрительные личности, и все внимательно осматривали - вот думаю, для подозрительных личностей листы из жести не преграда, если что-то можно украсть - они украдут. Правда, красть тут нечего.



В одном месте листы металла можно отогнуть, что мы и сделали, чтоб зайти внутрь



Коридор, идущий вдоль склада. Их здесь два - один слева, другой справа. Такие элементы всегда присутствуют в пороховых складах 19 века - чтоб ходил туда-сюда воздух, высушивая помещения.



А вот и главное помещение склада, очень большое, сделано добротно. Своды дугообразные, это уменьшает взрывную волну, если кто-то вздумает бомбить эти места .



Дальше руины какого-то здания, весьма хлипкие, что в них было - понять невозможно.



Возможно, были здесь казармы, а может склады чего-то менее ценного. Постройка была намного более слабая, поэтому и разрушилась.



Еще одна постройка, двухэтажная. Внутрь не попасть.



А вот здание поинтереснее. Тоже обваловано землей с западной стороны. Стены из бетона, хотя внутри обнаружилось много кирпичных стенок - это навело на мысль, что изначально была более старая кирпичная постройка, вокруг которой потом возвели еще и бетонные стены. Строение явно той же эпохи, что и первый бетонный бункер. На викимапии написано, что это пороховой погреб 1864 года - все неправда, и про погреб, и про год.



Входы заделаны металлическими листами, но один удалось отогнуть - и пролезть внутрь.



Вот они, кирпичные стенки. Вот они то могли быть 1864 года - но точно не бетонный бункер, внутри которого они оказались.



Какие-то полки. Возможно,тут раньше было окно, которое заделали кирпичем при перестройке здания.



Эти перегородки наводят на мысль, что здесь был или электрогенератор, или трансформаторная подстанция.



О генераторе намекают и темные от копоти стенки - возможно, что здесь стояла дизельная установка для выработки электрического тока.



Решетка как в тюрьме.



А вот и самые древние сооружения батареи - земляные валы.



Они построены как раз в 1856 году, а за ними стояли пушки - еще старые, гладкоствольные...



Последнее сооружение, что нам встретилось - прикрытое землею хранилище, скорее всего тоже склад  времен Александра Второго, когда еще строили из кирпича, при Николае Втором перешли на бетон. Внутри пусто, мы заглядывали через дырки. А вот залезть нельзя.



В целом - состояние исторического памятника удручающее. Когда-то, в советское время, он использовался военными, недавно ими оставлен и заброшен. Если бы почистить от мусора и деревьев - была бы хорошая экспозиция, показывающая отечественную фортификацию. Много денег вкладывать в это властям бы не пришлось. Но, к сожалению, такие места остаются всеми забытыми, и без охраны - медленно умирают, а то и сознательно уничтожаются барыгам. Возле земляных валов уже видны подползающие к ним склады

Но посещать такие места надо - для общего развития и понимания истории.

Как добраться: едете на 101 автобусе от Старой Деревни до Кронштадта. На первой остановке после дамбы - выходите. Идете дальше по дороге - и на первом перекрестке поворачиваете направо. Дорога приведет вас к берегу залива, где будут развалины этой батареи. 

Подписаться на Telegram канал sincerely_comm