О Москве и москвичах у Николая Варкоча

Оригинал взят у tvsher в О Москве и москвичах у Николая Варкоча
Никлас фон Варкач (Николай Варкоч) — австрийский дипломат, три раза приезжавший в Москву ( в 1589, 1593 и 1594 годах) при царе Феодоре Ивановиче для переговоров о турецких и польских делах. После себя оставил "Описание путешествия в Москву Николая Варкоча, посла Римского Императора в 1593 году".

66662974_images.jpg
Художник Сергей Соломко

Краткий очерк вероисповедания, нравов и обычаев Москвитян и состояния города Москвы.

В делах Веры они (Москвитяне) почти сходствуют с Греками: Священники их женатые, они почитают образа в своих церквах, крестят детей во имя Святой Троицы и освящают воду для каждого младенца особенно. В городах по церквам и монастырям у них много звонят, особенно в городе Москве, где, говорят они, до 1500 церквей и монастырей, в коих до 10,000 монахов; там нельзя и сказать, сколько бывает звона; однако ж звонят другим образом, нежели у нас. Их церкви низкой постройки очень красивы, с красными башенками; возле них обыкновенно отдельное строение, где висят их колокола, которые, впрочем, неподвижны, но к языкам у них привязывается веревка, притом всегда каждый колокол больше другого и соблюдается особенная равномерность (Tackt) при звоне. После звона приходит в церковь Священник с церковнослужителем, ставят у алтаря свечи и служат свою обедню (lesen Ihr Mess); народ, стоящий внутри и вне церкви, возлагает на свои чело и перси крестное знамение, восклицая с глубоким вздохом: “Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя!” да еще что-нибудь, что кто заучит: это общая их молитва. “Отче наш” знают там очень немногие. Принимают Причастие Господа Иисуса под обоими видами. Никто из них не кропит себя сам святою водою, потому что кропит их Священник. У них много разных постов в году. Женщины не в большом уважении, и ни одна не считается за честную: они сидят все дома и редко дают себя видеть. В торговых делах Москвитяне самый плутоватый и хитрый народ: с чужеземца запрашивают за товар втрое и божатся своими Святыми, что самим стоит столько же, а все же отдают его за половину, даже за третью часть этой цены при продаже.

Священники женаты, однако ж никому не дозволено по смерти первой жены брать другую, если только хочет остаться в Священническом caне; когда же он опять женится, то должен поступить в миpcкoe звание и в нем добывать себе содержание.


О крещении и проч.

Если бы привелось крещеным Христианам переходить в их Веру, они должны дозволить им опять крестить себя, так как Москвитяне сомневаются, истинно ли наше крещение, то тот бедный грешник, который дает крестить себя, должен отречься от принятого им крещения и снова креститься. При крещении детей 3 раза погружают их в воду хотя они и ведают, что пленные Христиане в краю у них крестят детей по нашему обряду, но не считают это крещение правильным. Осуждают так же и Причастие у пленных Христиан, из-за того, что они дают пресный хлеб вместо Тела Христова, меж тем как сами употребляют кислый. Впрочем, приобщают под обоими видами. На исповеди каждый грешник должен откровенно признаваться во всех своих грехах, не скрывать от Священника даже и злых помыслов. При браках у них тоже соблюдается странный образ действий: лица, вступающие в брак, до его совершения и обручения, не сходятся вместе, чтобы увидеть друг друга, но все улаживается и делается по большей части через приятелей жениха, если они находят, что можно постараться об этом и невеста им нравится, то должна нравиться и жениху. После довольно долгих переговоров, ее наконец выдают и справляют свадьбу. Но и в день свадьбы жениху все же не удается видеть невесту в лицо до другого дня, после возлежания и совершения брака, и хоть бы он тогда и раскаялся в покупке, это ни мало не поможет, потому что пили уже литки. Когда случится у них большой праздник, они проводят его со многими обычаями и церковными обрядами. По исполнении обрядов и обычаев, справляют праздник объедением и пьянством: однако ж, кроме праздничного времени, этого никогда не бывает явно, и опьянение считается гнусным состоянием. Такое пьянство по праздникам продолжается целые восемь дней. Если праздник еще не так свят и велик, то, рано исправив свои обряды в церквах, они открывают потом свои лавки и торгуют.

О городе Москве.

О Пасхе, что ни есть там народу, старые и молодые, все дают Попам в это священное время по яйцу, и звонят ceбе сколько душе угодно в церковные колокола, которых там многие тысячи: это считается у них за особенное богослужение.

Москва прекрасный и большой главный город в Московии, лежащий на ровной плоскости, в котором имеет свое местопребывание Великий Князь и Государь всех Русских, Федор Иванович. Это сильный город, куда приезжают в большом числе туземные и иностранные купцы из очень дальних краев: из Турции, Татарии, Персии, Туркмении (Siareoschen), Кабардинской, Грузинской, Сибирской, Черкаской и других земель, и ведут большую торговлю многими превосходными товарами: соболями, куницами и разными мехами, также воском, льном, салом и другими товарами, которые в великом множестве привозятся в удобное время года. Этот город разделяется на 4 главные части: во 1 внешний город, обнесенный совершенно деревянною стеною в три добрых сажени толщины, и украшен множеством деревянных башен, что придает ему издали величавый и красивый вид; в нем все ворота совершенно одинаковой постройки, большие и красивые, и все с трехконечными башнями: эта стена выстроена около 2 лет назад, по известию некоторых жителей, имеет 30 верст в окружности, что составляет 6 Немецких миль пути. По этому городу текут 3 речки, из которых самая большая Москва, и от нее вся страна получает название; другая pека почти такой величины, называется Неглинная (Negilo), а третья Яуза (Chaso): во внешнем городе эти последние речки впадают в реку Москву. В этой первой деревянной стене лежит другой город, обнесенный каменною стеною, бело набело выщекатуренною и украшенною множеством башен и зубцов; жители зовут эту часть города Царьград (Zaragradt), тоже что по-нашему названию Khoenigstadt. В этом городи Царьграде лежит еще особенный город, тоже обведенный особенною каменною стеною, с башнями и сухим рвом, и называется Китайгород (Kataygradt): тут славная площадь и большая торговля, до 100 слишком лавок и лавочек, в которых можно получать различные товары. В этом же городе перед кремлем находится красивая Московская церковь, превосходное здание, и называется Иерусалимом (Церковь Василия Блаженного или собор Покровский, что на Рву.). В нем же и замок Великого Князя, тоже обведенный сухим рвом и крепкою стеною, очень величественный, хорошо выстроенный и украшенный множеством башен. Много также круглых башен на церквах, вызолоченных хорошим золотом, должно быть, с большими издержками: издали это делает великолепный вид. Замок весь каменный, обширен в окружности и имеет много значительных церквей. В числе их церковь, называемая на их языке Благовещенья (Blaweschin, т. е., Maria Verkhondigung), с девятью позолоченными башнями: и крыша и башни все вызолочены добрым золотом; туда обыкновенно ходит Великий Князь отправлять свое богослужение.

Еще о городе Москве.

В этих различных городах много рогаток на улицах, которые в ночное время запираются, но ворота в городской стене остаются незаперты. Дома в городе все деревянные. У Бояр очень обширные дворы, на которых они имеют свои жилища, есть также много Епископских и Поповских дворов, при коих всегда обыкновенно церковь, так что, по их известиям, в городе Москве до 1500 церквей. Даже иные богатые купцы и Бояре строят церкви, в которых и исправляют свои обряды, как у них положено.

И ещё интересная подробность))

Сколько ежедневно выдавалось на кухню для кушаньев Послу Николаю Варкочу в Москве и его Придворным, всего 33 лицам? Был он в Московской земле 16 недель, на каждую неделю отпускалось по 3 вола, каждый день по 3 барана, по 15 куриц, по одному гусю, по 2 утки, по сотне яиц, по 5 фунтов масла и меду, по 10 лосей; всего же всякого съестного: 48 волов, 336 баранов, 1680 куриц, 112 гусей, 224 утки, 11200 яиц, 336 фунтов масла, 10 лосей.






Подписаться на Telegram канал sincerely_comm