Про Черепановых, или как создавались паровозы на Урале

Оригинал взят у tvsher в Про Черепановых, или как создавались паровозы на Урале
Паровоз, что на фото, самый настоящий черепановский, стоит в Нижнем Тагиле у краеведческого музея.

DSC02676.JPG

Продолжаю рассказывать как и кем строились первые паровозы, да и не только паровозы на Урале.

Алексей Черепанов родился в 1787 году. С детства Алексей старался во всём походить на старшего брата и к 14 годам зарекомендовал себя «учеником прилежным, склонным к постижению наук». Именно поэтому Алексей быстро продвигался по карьерной лестнице. В возрасте 16-ти лет он в составе группы мастеровых отправляется на Каму в помощь тамошнему заводчику Всеволоду Андреевичу Всеволожскому…

…Интересно, что в 1817 году Всеволожский построил на Каме первый российский пароход, и сам провёл его до Казани. Через 11 лет на одном из заводов Всеволода Андреевича в городе Пожва была построена действующая модель «парового дилижанца». Правда реализовывались эти проекты под руководством иноземных инженеров Тетов, но в их основу легли именно изобретения Алексея Черепанова, что подтверждают, найденные в заводских архивах Всеволожских наброски и описание «устройства паровой машины на речной лодке и сухопутном дилижанце», выполненные молодым мастеровым. Датируются эти документы 1803 годом…

…Николай Демидов, давал Алексею разные поручения, связанные с устройством механического дела на разных заводах. А в 1813 году Алексей, будучи в очередной «командировке» в Москве, лично знакомится с Николаем Никитичем Демидовым и докладывает ему свои соображения по переводу передельного производства на силу пара. Одобрив идею, Демидов отправляет Алексея на чугунолитейный завод в Кронштадт для знакомства с оборудованием. И не смотря на неутешительный результат поездки (Алексей докладывал, что «англицкия машины» дороги и крайне ненадёжны), Демидов остался доволен его работой и задумался о создании собственного производства паровых машин. Пока же для Черепанова-младшего нашлась другая, более срочная работа: его поставили во главе проволочного производства на Нижнетагильских заводах, а чуть позже ещё и поручили организацию лудильного производства. А после ревизии товарной конторы в Архангельске, проведённой Алексеем, Демидов заявил, что в скором времени намерен произвести Алексея Черепанова в приказчики...

…Тут стоит отметить, что Ефима сначала не особо интересовали паровые машины, но под влиянием брата этот интерес таки возник. Братья к этому времени на заводах пользуются большим уважением. К ним обращаются по имени отчеству все, в т.ч. приказчики и управляющий, дети их получают специальное образование, а Демидов отмечает премиями. Но неожиданно для всех, в 1817 году Алексей Алексеевич Черепанов умирает от воспаления лёгких в 30 лет… представляете, сколько мог бы сделать этот талантливый человек? Но как говорится- не судьба, а история не знает такого понятия "если" и "может быть", увы.

Продолжение следует…






Подписаться на Telegram канал sincerely_comm